Великому поэту посвящаются

6 июня – День русского языка и Пушкинский день. Наш театр по праву может гордиться своей «пушкинианой». К творчеству великого русского поэта Омский музыкальный театр обращался 12 раз!

Девять постановок театра связаны с именем А.С. Пушкина, семь из них созданы по мотивам его самых известных произведений. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Бахчисарайский фонтан, «Цыганы», «Руслан и Людмила», «Дубровский» – сюжеты этих произведений поэта являлись украшением репертуара театра в разные исторические периоды. Конечно, и сегодня со многими пушкинскими героями можно встретиться на сцене Музыкального, однако полную панораму всех поставленных спектаклей можно увидеть лишь в музее театра.

Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин», например, выдержала на сцене театра две постановки. Первая украшала афишу театра более 25 лет. Поставленная в 1988 году опытными мастерами сцены, возглавлявшими в тот период художественное руководство Омского театра, заслуженными деятелями искусств РСФСР режиссёром Кириллом Васильевым и дирижёром Эрихом Розеном, вошла в число наиболее важного раздела репертуара – оперно-балетного, который с 1980-х годов начал формироваться в театре, получившем тогда новый статус Музыкального. Среди молодых вокалистов, ставших первыми исполнителями главных партий оперы, есть и те, кто сегодня являются ведущими солистами театра – народная артистка РФ Валентина Шершнёва (Ларина), народный артист РФ Владимир Никеев и заслуженный артист РФ Анатолий Мотовилов (Ленский), Валерий Грачунов (Онегин), Надежда Мотовилова (Татьяна).

Вторая постановка оперы состоялась 6 декабря 2019 года к юбилею со дня её первой премьеры в Москве на сцене Малого театра (1879). Эта вторая сценическая версия оперы (режиссёр Александр Лебедев, дирижёр Михаил Сербиненко) представила омичам новых молодых исполнителей главных партий, а всеми любимый пушкинский сюжет – в блестящем современном оформлении (сценография Сергея Новикова).

Спектакль «Барышня-крестьянка» И. Ковнера, ставший классикой жанра музыкальной комедии, выдержал на омской сцене три постановки. О первых её выпусках сегодня омичам могут рассказать не только фотографии, но и афиша, программка спектакля 1954 года с автографом тогда ещё молодого режиссёра Арнольда Павермана. Сохранились также некоторые сценические атрибуты постановки 1974 года, хранящиеся в музее – деревянные молот, клещи кузнеца Василия, пенсне и зеркальце мисс Жаксон, роль которой долгое время блестяще исполняла заслуженная артистка РСФСР Надежда Блохина. Многие годы сольные роли исполняли во второй и третьей постановке, осуществлённой народным артистом РСФСР Георгием Котовым спустя почти четверть века в 1996 году, заслуженные артисты РСФСР Владимир Ошкуков, Игорь Варнавин, Борис Шевченко, а также Ольга Бржезинская и Сергей Хворостяной. Третья постановка стала долгожителем на сцене и новое молодое поколение солистов театра достойно продолжило её успешное признание у зрителей разных возрастов.

Премьера ещё одной оперы по пушкинскому сюжету – «Алеко», выпущенной в театре в юбилейный год 200-летия со дня рождения поэта и 125-летия автора музыки С. Рахманинова (1998) состоялась в один вечер с балетом А. Костина «Пушкин», ставшим первой постановкой в стране. Оба одноактных произведения – «Алеко» и «Пушкин» были объединены в единую композицию и поставлены известным питерским балетмейстером, заслуженным деятелем искусств РФ Георгием Ковтуном, став в то время одним из наиболее оригинальных проектов Омского музыкального театра.

Яркое воплощение нашли произведения классика русской литературы и в таких балетных постановках театра, как «Капитанская дочка» Т. Хренникова (1999), «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (2001), «Руслан и Людмила, поставленным на великолепную музыку оперы М.И. Глинки (2004). Реализация всех этих проектов рубежа 2000-х годов стала возможной в театре, благодаря наличию сильной труппы и солистов, способных к воплощению сложных хореографических идей. Так, главные женские образы пушкинских балетов проникновенно и глубоко раскрыли примы-балерины заслуженные артистки РФ Елена Шихова и Наталья Торопова (партии Музы – «Пушкин», Маши – «Капитанская дочка», Марии – «Бахчисарайский фонтан»). Это и ведущие исполнители, создавшие яркие мужские образы – заслуженные артисты РФ Олег Карпович, Сергей Флягин, солист балета Дмитрий Дерябин (Власть и Пушкин – «Пушкин», Швабрин и Гринёв – «Капитанская дочка», Хан Гирей и Вацлав – «Бахчисарайский фонтан», Руслан – «Руслан и Людмила»).

Не мыслима Пушкиниана без детского мюзикла А. Семёнова «Чудеса у Лукоморья», ставшего с 2013 года одним из любимых спектаклей у омской детворы и представляющего сказочный репертуар сегодня.

А к числу самых популярных пушкинских спектаклей Музыкального театра, пожалуй, следует отнести мюзикл Кима Брейтбурга «Дубровский». Яркий и динамичный спектакль, говорящий со зрителями современным музыкальным языком, был поставлен главным режиссёром театра Александром Лебедевым в 2018 году. Благодаря великолепному актёрскому составу и блестящей сценографии Сергея Новикова, он пользуется большим успехом у омичей и ведёт весьма насыщенную сценическую жизнь.  

Обращение к русской литературной классике в репертуаре Омского музыкального театра давно уже стало особым направлением репертуарной политики, которая продолжает историческую традицию, связанную с приоритетом выбора произведений именно отечественных авторов. И такое последовательное и бережное отношение к сюжетам великого русского поэта А.С. Пушкина – лучшее тому доказательство. 

 

Ирина НИКЕЕВА,

хранитель театрального музея

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ / www.omsk.kp.ru

 

Фотогалерея – «Пушкиниана» Омского музыкального театра