Театральная летопись

Омский государственный музыкальный театр был основан в 1947 году как Областной театр музыкальной комедии. Открытие состоялось 24 мая премьерой произведения советского композитора Р. Хейфа «Яблоко любви». Творческой базой нового коллектива стала группа артистов и руководителей из Сталинградского театра музыкальной комедии, которая работала в Омске в годы войны. В афише Омской музкомедии при всем разнообразии имен, представляющих мировой репертуар, основное место уже с первых сезонов заняли произведения отечественных авторов. На сцене были поставлены не только все лучшие оперетты и музыкальные комедии, созданные в те годы советскими композиторами и драматургами («Вольный ветер» и «Белая акация» И. Дунаевского, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Поют сталинградцы» и «Севастопольский вальс» К. Листова, «Поцелуй Чаниты» и «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина), но и многие другие, ныне малоизвестные и забытые («Ясный сокол» А. Живцова, «Солнечный дом» А. Школьника, «Лучший день ее жизни» А. Лепина, «Чужой ребенок» Б. Аветисова). Кроме того, Омский театр не раз выпускал спектакли, становившиеся первыми постановками в стране. В их числе – «Рассвет над Иртышом» Е. Родыгина, «Ошибка Наташи» Н. Минха, «Особое задание» и «Василий Теркин» А. Новикова, «Левша» В. Дмитриева, «Про Ерему, Данилу и Нечистую силу» Л. Лядовой, «Интервенция» Г. Гоберника и другие.

О признании деятельности Омского театра музыкальной комедии говорят и многочисленные факты получения призовых мест на Всесоюзных и Всероссийских смотрах спектаклей, а также неоднократные приглашения на гастроли в столицу, где, например, в 1972 году оперетта «Василий Теркин» транслировалась по Центральному телевидению.

Новая страница в театральной летописи была открыта 29 января 1982 года, когда на сцене уже нового современного здания театра, получившего статус Государственного музыкального, прозвучала первая большая оперная постановка – «В бурю» с музыкой в то время Председателя союза композиторов СССР Т. Хренникова. Сегодня, за более, чем 40-летний период развития в новом синтетическом качестве репертуарная афиша Омского театра представлена огромным диапазоном разных музыкальных жанров от классической оперы и балета до современного мюзикла и рок-балета. Достойное место в репертуаре занимает классика, представленная известными шедеврами как зарубежных, так и отечественных композиторов – Дж. Верди, Дж. Россини, Ж. Бизе, П. Чайковский, С. Прокофьев, А. Адан, И. Кальман, Ж. Оффенбах, О. Фельцман и другие). Однако большое внимание театр по-прежнему уделяет постановкам с музыкой современных российских композиторов, среди которых важное место занимают произведения, созданные на основе литературной классики и исторической темы – М. Дунаевский («Алые паруса» по А. Грину), А. Конопелько («Попрыгунья» по А. Чехову), В. Баскин («Искусство жениться» по О. Уайльду), А. Журбин («Мёртвые души» по Н. Гоголю),О. Михайлов («Огниво» по Г.-Х. Андерсену), А. Семенов («Чудеса у Лукоморья» по А.С. Пушкину), К.Брейтбург  («Снежная королева» по Г.-Х. Андерсену), балеты «Идиот» (по Ф. Достоевскому) и «Бухгольц», посвященный основателю города Омска, В. Соловьев-Седой, М. Самойлов («Небесный тихоход»).

В числе памятных событий Омского музыкального театра – участие в различных и Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах: «Золотой Витязь», «Мэрцишор», «Хрустальная роза В. Розова», «Памяти Т.Н. Хренникова», «Театральный Олимп» в Сочи», «Волжские театральные сезоны», «Сотоварищи», «Видеть музыку». Театр также неоднократно становился организатором вокальных конкурсов и трех фестивалей «Панорама Музыкальных театров России», собиравших на его сцене самые известные театральные коллективы страны.

В летописи гастрольных маршрутов – концертные выступления в воинских частях Сибири, Забайкалья, Чеченской Республики, поездки коллектива и его солистов во многие города России и за рубеж – в Швейцарию, Китай, Израиль, Германию, Японию, Австрию, Чехию, Молдову, Казахстан, Украину.