Топ-5: экспонаты музея Омского музыкального театра

Сегодня «Ночь музеев». Приоткроем двери нашего театрального музея! 

Сегодня вечером стартует акция «Ночь музеев». В этом году она пройдет в виртуальном формате. 16 мая с 18:00 до часу ночи музеи страны в социальных сетях представят специально подготовленные проекты и выставки. Мы решили по-своему присоединиться к акции: воспользоваться случаем и приоткрыть двери нашего театрального музея. Дорогие зрители, представляем вашему вниманию пять экспонатов музея Омского музыкального театра, которые обязательно нужно увидеть:

 

1. Ключ от здания Омского государственного музыкального театра

Этот большой символический ключ был вручён 5 ноября 1981 года директору Музыкального театра Эдуарду Рымашевскому первым секретарём Омского обкома партии КПСС Сергеем Манякиным на Торжественном заседании, посвящённом 64-й годовщине Октября и приуроченному к этому – открытию нового здания театра. Выполненный по индивидуальному заказу на одном из омских предприятий Ключ представляет собой оригинальное дизайнерское решение с использованием цифр 1981 года, а также контуров лиры и самого здания Музыкального театра. Добавим, что до открытия Музея, состоявшегося 10 октября 2002 года, Ключ украшал собой исключительно кабинет директора театра.

2. Афиша музыкальной комедии Иосифа Ковнера «Акулина» 1954 года

Уникальность афиши в том, что она содержит автографы большинства участников постановки с добрыми и шуточными пожеланиями режиссёру Арнольду Паверману. На тот момент он являлся приглашённым режиссёром Свердловского театра музыкальной комедии, не зная, что через несколько месяцев возглавит Омский театр на целых 20 лет. Афиша сохранила для истории почерки не только таких замечательных актёров Омского театра музкомедии, как Александр Липатов, Георгий Климов, Надежда Блохина, Владимир Володин, балетмейстер Валентина Тулупова, но также прославившегося позже на всю страну артиста театра и кино Владимира Раутбарта, особенно известного по роли Профессора в фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Кроме того, эта афиша – единственная в архиве, наглядно сохранившая в истории Омского театра имя одного из его самых знаменитых художественных руководителей – Лии Давыдовны Ротбаум, впоследствии всемирно известного режиссёра, автора книги «Опера и её сценическое воплощение».

3. Кожаный кофр с цилиндром заслуженного артиста РСФСР Виктора Лаврова

Этот чёрный атласный мужской головной убор, хранящийся в необычном старинном кофре, был подарен начинающему артисту Лаврову (Турчанинову) отцом ещё в конце 1930-х годов в Харбинах (КНР). Цилиндр стал свидетелем многих блестящих ролей актёра, исполненных в классическом опереточном репертуаре в разных городах страны. Однако в середине 1960-х годов, когда Лавров стал главным режиссёром Омского театра музкомедии, этот предмет семейной реликвии был передан им лично в дар преемнику многих его сценических героев – молодому солисту театра Георгию Салеидзе (ныне – ветерану заслуженному артисту РФ Г.Т. Салеидзе).

4. Гармонь Василия Тёркина

Эта гармонь стала неотъемлемым атрибутом образа главного героя первого в стране музыкального спектакля, созданного по мотивам известной поэмы А. Твардовского и впервые поставленного на сцене Омского театра музкомедии в 1971 году. Молодой актёр, первый исполнитель Тёркина Георгий Котов (впоследствии народный артист РСФСР) в образе этого полюбившегося всем героя был неразлучен с гармонью не только во время показов спектакля (а оперетта выдержала на омской сцене две постановки, где только в первой была сыграна 300 раз), но также на многочисленных творческих встречах, исчисляемых, по словам самого актёра, многими сотнями. И если Котов-Тёркин износил за это время немало гимнастёрок и не одну пару сапог, то только гармонь стала единственной свидетельницей всех творческих побед актёра, неизменно сопутствовавших ему по всей стране.

5. Серия эскизов костюмов художника Марии Логвиновой к оперетте Франца Легара «Весёлая вдова» 1948 года

Эскизы костюмов для героев оперетты «Весёлая вдова» стали частью первой постановочной работы главного художника Омского театра музкомедии Марии Логвиновой, выполненной для первого спектакля с музыкой известного венгерского композитора Легара. Это самые исторически ранние рисунки мастера, переданные в архив Музея театра родственниками художницы. Сохранившиеся работы, интересны также тем, что, представляя несколько почти одинаковых по фасону эскизов костюмов одного героя, они наглядно показывают, как уже в те далёкие послевоенные годы тщательно и скрупулёзно работали художники над созданием нужного визуального образа, отвечающего замыслу режиссёра.

 

Осенью 2020 года музей Музыкального театра отметит 18-летие. За это время в архиве театра собралось множество интересных материалов. Среди них – афиши и программки спектаклей, фотографии разных лет, яркие эскизы костюмов и декораций к спектаклям, предметы театрального реквизита. Экспозиция постоянно обновляется. До встречи в театре и нашем музее!