Панье, мутная линза и роскошные завитки: каким получился новый омский балет «Щелкунчик»

"Вечерний Омск" от 17 мая 2023
Автор: Татьяна Попова

Музыкальный театр в разгар весны выпустил премьеру балета-феерии «Щелкунчик» – с 13-метровой новогодней елью, Эрмитажем и немного пугающим чудаком Дроссельмейером.

С ПРИЦЕЛОМ НА ГАСТРОЛИ
Любой музыкальный театр страны без «Щелкунчика» представить трудно – шедевр Чайковского одним только названием всегда собирает публику, а для некоторых зрителей посещение этого спектакля является непременной традицией празднования Нового года. Вот и в Омском музыкальном театре «Щелкунчик» шел на протяжении более 30 лет – балет 1990 года постановки убрали из афиши только в текущем сезоне. 2023 год мы встречали без отважной Мари и волшебства Дроссельмейера, но надолго оставлять своего зрителя без балета Чайковского театр не собирался. Зимних праздников дожидаться не стали и представили премьеру новой постановки в разгар весны – в последние дни апреля. Главный балетмейстер театра Надежда КАЛИНИНА считает, что такое решение было верным, потому что для сказки особого повода не нужно.

Премьерный балет-феерия еще до поднятия занавеса погружает зрителя в сказочный мир: блеском тысячи стразов и жемчужных бусин переливается закрывающий сцену синий бархат. На нем по задумке художника-постановщика, главного художника театра Сергея НОВИКОВА написано слово «Щелкунчик», и каждая буква здесь намекает на детали сюжета рождественской сказки: камин, солдатик, свечи, часы… Балет «Щелкунчик» стал самым массовым спектаклем Омского музыкального – помимо балетной труппы, в спектакле задействованы воспитанники детской балетной студии театра.

О мощном массовом балете Надежда Калинина мечтала давно, еще при предыдущем директоре театра Борисе Ротберге, уговаривая того на новую постановку «Щелкунчика»: хотелось сделать масштабную рождественскую сказку для детей и взрослых. Именно такие спектакли и создает тандем Калинина – Новиков.

– Спектакль дорабатывается, он еще будет полноценно сиять и радовать. То, что вы увидели весной, к Новому году заиграет абсолютно другими красками: будут добавляться новые детали в костюмы, в декорации и даже есть еще идеи по поводу хореографии. Моя мечта сбылась – у детей и взрослых появился еще один семейный спектакль, – поделилась главный балетмейстер театра Надежда Калинина. – Для постановки балета я взяла советскую версию Василия Вайнонена и дополнила ее своими авторскими картинами: сцена боя решена мной целиком и полностью, также среди моих картин – восточный и китайский танцы в дивертисменте во втором действии. Русский танец позволила поставить Александру Шеверову, и, считаю, получился замечательный номер. И «Лебединое озеро», и «Щелкунчик» – кассовая продукция, а самое главное, это гастрольные спектакли. Я работаю с продюсерами разных стран и знаю, что им нужно. И я не теряю надежды, несмотря на политическую и общемировую ситуацию, что все-таки гастроли в январе у нас состоятся. Но куда – пока секрет.

ПЫШНОСТЬ А-ЛЯ РЮСС
С «Лебединым озером» нового «Щелкунчика» роднит не только то, что за основу хореографии взят стержень классической постановки и дополнен авторской редакцией, но и разрушение стереотипов в костюмах действующих лиц. В четвертой картине «Озера» Калинина одела лебедей в черные пачки (что у некоторых поначалу ожидаемо вызвало сопротивление), в «Щелкунчике» же многим балеринам пришлось танцевать в панье – юбках-колоколах на жестком каркасе. Получилось непривычно, но очень красиво.

Красиво – это всегда про балет Калининой – Новикова. Балетмейстер и художник стараются сделать из спектакля настоящее шоу, много внимания уделяя визуальной части: за сверкающим занавесом прячется большой, детализированный сказочный мир – с 13-метровой елкой, сказочным рождественским камином, старинными часами, окнами-арками и огромной луной, нависающей над Дворцовой площадью Петербурга. В декорациях Северной Венеции происходит знакомство Марии и Щелкунчика-принца.

Вводить частичку родного города в спектакли Омского музыкального театра стало уже своеобразной «фишкой» петербургского творческого тандема. Знакомые с Эрмитажем внимательные зрители увидят в спектакле и отсылки к комнатам всемирно известного музея. Есть здесь и огромные яйца Фаберже – символы роскоши царской России и синоним искусного мастерства. Гофмановскую сказку преподнесли в стилистике а-ля рюсс, особенно сделав на этом акцент в декорациях второго акта. Пожалуй, даже чересчур ярких, контрастных, изобилующих завитками, цветами и множеством деталей – артистов порой даже сложно разглядеть на фоне этого вычурного задника. Спасти такую ситуацию может только грамотно выстроенная световая партитура.

Впрочем, не будем забывать, что постановщики обещают еще и еще дополнять и дорабатывать спектакль: балет делался в кратчайшие сроки, и к Новому году мы увидим уже отточенную постановку, в которой, надеемся, артисты не будут теряться в завитках и ярких красках декораций.

СКАЗОЧНИК ИНОГО РОДА
Главные роли Мари и Щелкунчика-принца в балете исполняют несколько составов: Нина МАЛЯРЕНКО танцует в паре с Андреем МАТВИЕНКО, Екатерина ЖИГАЛОВА работает с Александром ГАБЫШЕВЫМ. Это молодой и перспективный солист Омского музыкального театра. На весенних премьерах он вышел в роли Щелкунчика-куклы, в дальнейшем же главный балетмейстер театра намерена вырастить из него принца.

Но, пожалуй, самой заметной фигурой нового балета стал волшебник Дроссельмейер – персонаж с ярко выраженным характером, в черном плаще и с моноклем, исполнителю роли которого приходится проявлять себя как драматического артиста в большей мере, нежели остальным. В своей постановке Калинина увеличила значимость роли крёстного-сказочника и выделила ей больше времени. На премьере партию Дроссельмейера исполнил солист Александр ШЕВЕРОВ – и это уже третий маг в репертуаре артиста, играющего волшебника в «Золушке» и злого колдуна Ротбарта в «Лебедином озере».

– Сначала я расстроился: подумал, да что же, я больше ни на что не годный, что ли? Почему опять волшебник? А потом понял: он же совсем другой. И здесь меня ждала сложная и интересная работа – сделать этого персонажа другим волшебником, главным действующим лицом сказки, творящейся на сцене, потому что первая картина – это все именно действия Дроссельмейера, – поделился Шеверов. – Мне постоянно хочется добавлять что-то свое в образ персонажа, и пришла идея вставить ему мутную линзу в глаз. Я шел по коридору, и театр разделился на два лагеря. Одни говорили испуганно: «Вау, как это круто!», а другие: «Боже, ты что сделал?» Некоторые представляют Дроссельмейера добрым волшебником, который радует детей сказкой. У меня же он получается не совсем нормальным человеком со сверхъестественными способностями. Надеюсь, у меня получается сделать его непохожим на других волшебников.

Источник: https://omskgazzeta.ru/all-news/pane-mutnaja-linza-i-roskoshnye-zavitki-...