Как Марьюшка сокола Финиста спасла

ВОмске от 23 декабря 2022
Автор: Елена Петрова

Ах, какой подарок приготовили Дед Мороз и Снегурочка тем, кто с сегодняшнего дня и по 8 января придёт в Омский государственный музыкальный театр! Встретив дорогих гостей, пообщавшись и поиграв с детьми и взрослыми, зимние волшебники пригласят всех в зрительный зал и подарят замечательную сказку: «Финист — ясный сокол».

Мюзикл по этой истории появился не случайно. Ведь в ней главный героический персонаж, преодолевающий сказочные препятствия — женский: княжна Марьюшка. «А для нашей труппы это очень даже подходит», — объяснил выбор материала художественный руководитель театра и режиссёр этой постановки Александр Лебедев. И специально для этого спектакля московский композитор (к слову, бывший омич) Олег Михайлов написал музыку, а петербуржец Александр Сабуров — либретто. Так что сейчас этот мюзикл идёт только в одном музыкальном театре мира — омском.

Эта история, считает режиссёр, будет интересна и детям, и взрослым. Да, пожалуй, ребятишки с замиранием сердца будут следить за волшебными превращениями, а их родителей позабавят сцены приёма князем бескрайней Руси заморских женихов, «триславных» рыцарей. Их образы решены комически: в устах Жоанна (Игорь Парамонов), жениха младшей княжны, Алёнушки, рефреном звучит «шерше ля фам», да и забывает он про невесту при первом же испытании-искушении. Готфрид (Илья Скляров) так гордо выступает, что становится смешно. Зато он с пониманием принимает отказ Марьюшки: в Европе женщины тоже имеют право выбора. Хорош и князь (Антон Завьялов): он и строгий, и любящий отец. Жаль, правда, что у него нет вокальной партии, но есть возможность проявить драматический талант.

Тема морального выбора появляется почти в самом начале спектакля, в дуэте сестёр Алёнушки (Маргарита Дергилева) и Марьюшки (Анастасия Фёдорова). Первая готова идти замуж за Жоанна без любви, только потому, что жених подходит ей, как сказали бы сейчас, по статусу. Вторя и сестру не хочет подвести (ведь младшую не выдадут замуж раньше старшей), и уже чувствует, что предназначена другому, а не Готфриду.

Финист (Кирилл Кириллов) хорош и как вокалист (тут я Марьюшкин выбор абсолютно разделяю), и как загадочное сказочное существо. От его костюма невозможно глаз отвести: сверкающее всеми цветами радуги оперение кажется волшебным. Было у меня даже подозрение, что где-то под серебристыми перьями спрятаны цветные лампочки, но нет, на самом деле так отражаются специальные световые лучи!
Вообще, свет играет огромную роль в создании сказочной атмосферы, ведь декорации почти не меняются, но всё время преображаются. Благодаря игре света действие переносится из дворца в леса, песчаные пустыни и горы, где проходит свои испытания Марьюшка, спасая Финиста.

Вместе с Марьюшкой на спасение Финиста отправвляются рыцари и их спутник-трубадур Трувер (Константин Черных). Если вначале он тоже забавен, то с каждым испытанием становится всё серьёзнее и единственный доходит с Марьюшкой до конца. И это не случайно, у него ведь тоже есть миссия: он должен воспеть подвиги княжны!

А испытания её велики. Марьюшку встречают ведьмы — лесная, песчаная, горная — и каждая требует жертву за спасение Финиста: красоту, здоровье и даже жизнь. Марьюшка на всё согласна. Тут надо отметить не только затейливые костюмы и грим ведьм и их окружения, но и актёрское матерство исполнительниц (Наталья Шестакова, Евгения Шарыгина, Ольга Григорьевская). Для Натальи Шестаковой, например, которая раньше выступала только в партиях положительных героинь, эта роль стала интересным вызовом. Работать над этим образом, как она сама говорит, ей очень понравилось.

Всех актрис, играющих ведьм, мы видим ещё ещё и в образах калик перехожих, после встречи с которыми у Марьюшки появляется волшебное перо, помогающее увидеться с Финистом, который раньше ей только снился. Главная из странниц (Иванна Милосердова) помогает Марьюшке, платя ей добротой за доброту.

Волшебства здесь немало. Художник-постановщик Сергей Новиков придумал прозрачные — то ли ледяные, то ли воздушные — арки, уходящие в глубину сцены. Возможно, это портал, переносящий зрителей в сказочный мир. Ведь и, гуляя в дни новогодних праздников по по улицам, мы, бывает, проходим в подобные арки и попадаем в ледяную сказку...

Но, как мы помним, сказка — ложь, да в ней намёк. Есть здесь и важное воспитательное начало: «Это спектакль про веру в свои идеалы. Марьюшка приняла решение и борется за свои убеждения. Награда приходит к тем, кто верен идеалам, и Марьюшка олицетворяет это», - считает Александр Лебедев.

Источник: http://vomske.ru/blogs/26284-kak_maryushka_sokola_finista_spasla/