Празднику мужества и доблести посвящаются

Накануне 23 февраля вспоминаем спектакли прошлых лет. В репертуаре нашего театра – множество постановок, посвященных Дню защитника Отечества.

Во все периоды своей 74-летней истории Омский музыкальный театр отдавал дань глубокого уважения теме героической борьбы, а также показу трудовых будней. В числе наиболее ранних – три премьеры 1950-х годов, выпущенные в канун Дня Советской Армии (как тогда назывался этот праздник): оперетта А. Рябова «Чудесный край» (20.02.1950) рассказывала о послевоенной жизни бывших фронтовиков, приехавших на строительство электростанции, «Табачный капитан» А. Эйхенвальда (20.02.1951) – о борьбе Петра I за могущество России в период создания морского флота, а «Поют сталинградцы» К. Листова (14.02.1956) – о героическом возрождении Сталинграда (Волгограда) людьми, в числе которых и те, кто защищал город в годы войны. С посвящением этому славному празднику выпущена в театре и классика отечественной оперетты – «Севастопольский вальс» К. Листова (21.02.1962), а также музыкальная комедия, созданная на основе популярного одноимённого фильма «Небесный тихоход» с музыкой В. Соловьёва-Седого и М. Самойлова (18.02.2005). Последние из названных спектаклей получили долгую сценическую жизнь в Омске: «Севастопольский вальс» – выдержал три постановки, а «Небесный тихоход» после недавнего возобновления вновь будит патриотические струны нашей души, украшая современный репертуар. 

Особо хочется назвать и постановки, премьеры которых состоялись непосредственно в день праздника 23 февраля. Среди них – знаменитая «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова 1948 года, музыкальная комедия В.Гроховского «Возвращение к юности», ставшая в 1976-м первой постановкой в стране. Это и одна из самых ярких, знаковых постановок в театральной истории – «Василий Тёркин» А. Новикова (2-я постановка 1985 года), а также оперетта О. Фельцмана «Пусть гитара играет» (1981). 

О последнем из названных произведений в память о его авторе – композиторе Оскаре Борисовиче Фельцмане, совсем недавно отметившем свой 100-летний юбилей, – хочется вспомнить несколько подробнее. Тем более, что 23 февраля 2021 года, постановке в Омском театре музкомедии оперетты «Пусть гитара играет» исполняется ровно 40 лет. Выбор именно этого произведения был тогда обусловлен главной причиной – приближением знаменательной даты, которая в тот год совпала ещё и с открытием 26 съезда КПСС. Созданная в память о защитниках Новороссийска в годы войны, оперетта своим сюжетом создавала своеобразную перекличку поколений, связывая героев прошлого и настоящего прочными невидимыми нитями. Высокая патриотическая составляющая содержания спектакля, по мнению главного режиссёра театра Али Теймуровича Усубова, – совпала и с музыкальной характеристикой произведения. По его словам, для зрителей это, прежде всего, будет встреча «с прекрасной музыкой Оскара Фельцмана».  

Кто работал над выпуском спектакля и какую оценку получила эта оперетта, в том числе у самого композитора, – в очередном материале из цикла «По страницам истории»: 

«Наш спектакль о памяти народа, в котором вечно будет жить малоземельская эпопея, спектакль о героике наших дней, о морской дружбе, верности идеалам отцов. Сборы от спектакля коллектив решил перечислить в фонд одиннадцатой пятилетки», – рассказал корреспонденту В. Чекмарёву режиссёр-постановщик Али Усубов, для которого этот спектакль стал первой работой в Омском театре /В. Чекмарёв «Пусть гитара играет»//«Вечерний Омск», 20.02.1981/. В выпуске оперетты были заняты все руководители творческих цехов – Виталий Витковский, Валентина Тулупова, Татьяна Боброва.  Разработку сценографии и костюмов вновь доверили художникам Юрию и Галине Атраментовым. Кроме того, на постановку спектакля был приглашён в качестве консультанта капитан II ранга В. Лысоконь, следивший за достоверностью отображения военно-морских сцен. В спектакле участвовала вся труппа театра – на 14 действующих лиц были назначены 32 исполнителя, среди которых и ветераны театра, и молодёжь, недавно пришедшая в театр.  

Работа нового режиссёра театра А. Усубова получила заслуженно высокие оценки уже на сдаче худсовету, состоявшейся 21 февраля. Важное для театра мнение высказал главный дирижёр В. Витковский: «Мне искренне радостно было работать с Усубовым. Он ставил не Анненкову, а Фельцмана! Мне радостно, что в Омске появился музыкальный режиссёр» /из протокола заседания худсовета от 21.02.1981/.  Отличную оценку новой работе дала и начальник областного Управления культуры Нина Никандровна Бревнова, пользовавшаяся огромным авторитетом среди деятелей культуры области: «Мы гордимся спектаклем вместе с вами. У нас было много спектаклей на военную тему. Были разные пьесы, разные авторы. Случилось чудо – даже на этом несовершенном материале спектакль получился! Его будут долго смотреть зрители всех возрастов» /там же/.  

Высокое качество спектакля подтвердила премьера, которую зрители приняли стоя. Через неделю о новом спектакле в эфире Омского радио прозвучала специальная передача «Гордость и память Отечества», подготовленная журналисткой Тамарой Муренец. И, наконец, окончательный отличный балл премьере, да и работе всего творческого коллектива поставил сам композитор Фельцман, который приезжал в Омск в марте 1981 года. Оскар Борисович пробыл в театре несколько дней, продирижировав своими произведениями – в один вечер третьим актом премьерной оперетты «Пусть гитара играет», а в другой – вторым актом музыкальной комедии «Всё начинается с любви». Своими впечатлениями он поделился с журналисткой Софьей Хвошнянской: «Я очень доволен постановкой. Гражданский пафос, который заложен и в музыке, и в пьесе, донесён до зрителя. И реакция публики красноречиво говорит о безусловной удаче спектакля и его патетическом звучании» /С. Хвошнянская «Все начинается с любви»//«Вечерний Омск», 18.03.1981/.

/из IV главы книги «Омский Музыкальный: рождение традиций». С. 291 -292/

Материал подготовлен Ириной НИКЕЕВОЙ
 

На фото: Сцена из спектакля «Пусть гитара играет», в центре артисты – Юрий Суханов, Татьяна Луцак, Георгий Салеидзе. 

Больше архивных снимков в нашей фотогалерее – Празднику мужества и доблести посвящаются