78 сезон

04 июля 2025

«Только Шекспир! И никаких колпаков». Смешно!

Елена Петрова

Омский музыкальный театр завершает сезон лихой премьерой: спектаклем «Ах, водевиль, водевиль…».

Понятно, что название отражает жанр этой постановки. И хотя в основе сюжета лежит пьеса Петра Григорьева «Дочь русского актёра», написанная ещё в первой половине 19-го века, современный зритель воспринимает эту историю как хорошо знакомую и любимую. А всё потому, что в 1980-м году вышел музыкальный телефильм «Ах, водевиль, водевиль…», музыку для которого написал Максим Дунаевский, а тексты песен — Леонид Дербенёв. Песни сразу «ушли в народ», их стали включать в свои программы эстрадные исполнители. И сегодня уже далеко не все соотносят мелодии песен «Ах, этот вечер, лукавый маг…» или «Ну, что сказать, ну что сказать, устроены так люди…» с тем фильмом. Но музыку Дунаевского по-прежнему помнят и любят.

Именно его музыка звучит в спектакле режиссёра Татьяны Бобровой. Но, пожалуй, кроме музыки и сюжета, у спектакля нет ничего общего с фильмом. В кинематографе важно добиться жизненной достоверности, а театр может позволить себе похулиганить и поиронизировать над «жизненной правдой». Подчёркнутая театральность становится главным средством выразительности в этом спектакле об отставном актёре, его дочке, мечтающей о сцене, и незадачливом женихе — бывшем прапорщике.

Рассказ актёра Михайлы Васильевича Лисичкина (Александр Хмыров) о том, что дирекция театра отправляет его в отставку, превращается в трагический монолог шекспировской силы, что, конечно же, смешно. Но только не окружившим его четырём одинаково одетым дамам, которые засмотрелись на него так, будто он до сих пор на сцене. Кто они? Может, театральные капельдинеры, раз уж одеты в униформу? Возможно, именно эти женщины театра — самые преданные артистам люди? В программке этот квартет артисток хора обозначен как «музы». Но разве не самые преданные зрители становятся источниками вдохновения, музами для артистов? Они, как выяснится дальше, не только в театре, а везде сопровождают актёров, которые привыкли всегда работать на публику. У этой «публики» даже в доме Лисичкина есть свои «зрительские» места, и в любой момент они могут включиться в действие, например, помочь строптивой дочке спорить с отцом.

Да-да! «Весь мир — театр», — сказал Шекспир. Вот и Лисичкин надеется, что если не в Петербурге, не в Александринском театре, где играл в водевилях, то в провинции станет, наконец, королём Лиром: «Только Шекспир! И никаких колпаков!», — мечтает он. Но сначала надо пристроить дочку Верочку, чтобы, не дай Бог, не подалась в актрисы, поэтому он надеется на успешное сватовство отставного прапорщика Акакия Назарыча Ушицы. Да, он немолод, двух жён схоронил, но ведь — помещик.

В исполнении Михаила Дергилева Ушица — фарсовый персонаж. На это работает и его внешность: лыс, но седой ус по-прежнему закручен по-гусарски; и стариковская пластика, которую, как ему кажется, он успешно скрывает. Он же — командир! Скомандовал своим трясущимся рукам: «Стоять! Ать-два!», — и тремор прекратился. Главное, что для самого себя он по-прежнему — молодец-удалец. Не случайно появляется он с гусарским отрядом, которым командует. Только вот шагают в этом отряде…. прекрасные артистки балета. Да, они в киверах и доломанах, но, конечно, это уже лишь фантазия отставного поручика.

С этим подчёркнуто нелепым человеком не собирается связывать судьбу юная Верочка, мечтающая о сцене. Поэтому, сговорившись со служанкой Катей, разыгрывает незадачливого жениха. Тут и проявляется актёрский талант Верочки, ведь она предстаёт то в образе старой цыганки, предсказывающей жениху одни неприятности от женитьбы, то в образе мальчишки-посыльного, от которого к жениху попадает якобы адресованная Верочке записка. И тут очевиден не только у Верочки талант к перевоплощению, но и у исполнительницы этой роли — Маргариты Дергилевой. Меня особенно впечатлил дерзкий мальчишка, вокруг которого уже вьются девушки. Да и Ушицу он не оставил равнодушным: не устоял старик, пустился в пляс с компанией красоток. Маргарита Дергилёва в этом образе проявляет чудеса пластики, исполняя даже акробатические трюки.

Катерина, служанка в доме Лисичкина (Ирина Ройз), гордо называющая себя «вольнонаёмной», становится для Верочки настоящей подругой. Но пока она помогает Верочке обвести жениха вокруг пальца, ухитряется и сама обворожить его, так что, как и положено в водевиле, все остаются счастливы.

Театральность действию придаёт ещё один приём: есть тут сцена на сцене: возвышение в глубине большой сцены. Это пространство мечты и фантазий героев. Здесь Лисичкин видит себя в роли короля Лира; а когда Верочка в разговоре с отцом вспоминает друга детства Николеньку, именно на этой сцене появляются дети, такие, какими они остались в памяти друг друга. Правда, обе эти роли, как выяснилось, исполняют прекрасные девочки: Алиса Шабалина, которая участвовала в нескольких спектаклях Музыкального и имеет опыт исполнения мальчишеских ролей, и Настя Концерова; обе — из детского вокального коллектива Надежды Габитовой. Я бы никогда не догадалась, что мальчика Николеньку играет девочка Алиса, но в театре же ничего невозможного нет! Ведь и Верочка легко перевоплощается в мальчишку-посыльного.

Видим мы на этой «сцене мечты» и повзрослевшего Николеньку (Вадим Невзоров), наверное, таким, каким представляет его по переписке Верочка. Но бывает, что они меняются местами: на «сцене мечты» оказывается Верочка как мечта Николеньки. Да, трогательно-лирическая линия здесь тоже есть, и по законам жанра эти двое встретятся, Николенька поддержит стремление любимой выйти на сцену, а Александринский театр пришлёт ей приглашение вступить в труппу. Есть ли большее счастье для отставленного актёра?

«Водевиль — это доброта, милота, свет, что-то из родников чистоты, поэтому он всегда будет актуален», — уверена режиссёр спектакля Татьяна Боброва. И реакция зрителей это подтвердила: финальная массовая сцена утонула в овациях.

Источник: https://vomske.ru/blogs/31649-tolko_shekspir_i_nikakikh_kolpakov_smeshno/