30 ноября 2025
Секреты омского «трамплина»: что кроется под необычной крышей и где будет ремонт
«Встречаемся у Трамплина!», — в Омске вам, скорее всего, так назначат встречу у Музыкального театра. Благодаря своей интересной форме объект стал одним из архитектурных символов города и своего рода легендой советского модернизма. В 2026 году запланирован масштабный ремонт крыши театра. «Омск Здесь» разобрался, что именно необходимо починить и почему.
Вместо окон боковую лестницу театра украшают в несколько уровней витражи авторства омского художника, монументалиста Михаила Слободина. Атмосферу создаёт облицовка мрамором и туфом и кессоны на потолке, которые сегодня, увы, не в лучшем виде. Подобные «дефекты» старения встречаются не только в видимых зрителю пространствах, но и в служебных помещениях, которые показал нам главный инженер театра Сергей Боревич.
Дело в том, что узнаваемая форма крыши театра, условно говоря, горка, по которой некоторые омичи навязчиво мечтают скатиться (и часто осуществляют эти фантазии с помощью ИИ), — лишь часть огромной и сложной инженерной конструкции. Помимо «трамплинного» участка есть плоская кровля, совсем не привлекающая к себе внимание горожан, но состояние которой крайне важно для жизни внутри театра. Она покрывает карманы сцены, арьерсцену (специальное пространство позади основной сценической площадки), репетиционный балетный зал и некоторые другие помещения.
— Ремонтироваться будет мягкая плоская кровля здания в объёме 1600 кв. м. Эти участки не были затронуты ремонтом, который проводился в 2009 году, хотя им более 40 лет. Состояние этих участков, к счастью, ещё не аварийное, но острая необходимость ремонта назрела. Если говорить в процентном соотношении, более 50 % кровли требует ремонта. Плоская кровля будет полностью демонтироваться: до основания, до плит, будет выполнена разуклонка, стяжка, укладка нового утеплителя, ПВХ-мембраны. Также предстоит отремонтировать парапеты, плиты которых с течением времени были разрушены, — пояснил главный инженер. — Скатная кровля, напротив, остаётся в хорошем состоянии. Многие путают, полагая, что она из крашеного металла, но на самом деле это ПВХ-мембрана.
Кстати, крышу Омского музыкального никто специально не перекрашивал: покрытие, использованное 16 лет назад при ремонте, по умолчанию было терракотового оттенка, хотя изначально скат был выполнен из металла и окрашен в серебристый цвет.
Под скатом, если представить театр в поперечном разрезе, расположены художественно-декорационный цех и колосники (решётчатая конструкция, которая служит для крепления подъёмно-опускных механизмов, декораций, сценической одежды и осветительной аппаратуры). Ниже — 24 метра «воздуха» над сценой, в том же уровне находятся фойе и зрительный зал.
Объект проектировался в 1968-1977 годах. Здание, созданное по передовым технологиям и новым архитектурным решениям, пообещали Областному театру музыкальной комедии (торжественно открыт в 1947 году), который ранее занимал памятник архитектуры XIX века, бывшее общественное собрание на ул. Ленина, 25.
В эпоху СССР существовали централизованные научно-исследовательские и проектные институты, разделённые по типу строительных объектов, и работу поручили московским архитекторам: Дмитрию Лурье, Николаю Стужину, Наталье Белоусовой. Кстати, Наталья Белоусова была супругой известного на всю страну актёра Александра Ширвиндта. Считается, что во многом благодаря этому «личному» нюансу в проекте были учтены все нужды артистов.
Участок под будущий театр обозначил Гипрогор (Государственный институт проектирования городов, основанный в 1929 году в Ленинграде на базе бюро планировки городов Ленгорисполкома и сектора Картографического издательства НКВД РСФСР) ещё в 1958 году, уточняется в книге Дмитрия Смирнова «Лучезарный Омск». В 1972 году была расчищена площадка, само возведение объекта осуществлялось в 1974-1981 годах. Долгое строительство было обусловлено снижением финансирования проекта на фоне подготовки и проведения в Москве Олимпиады-1980, а также нехватка квалифицированных рабочих, материалов, механизмов, включая второй башенный подъёмный кран (сейчас верхняя отметка здания — 54 метра).
ехническое открытие объекта состоялось 4 ноября 1981 года, торжественное — 29 января 1982-го. Театр музкомедии получил обновлённое название и статус — Омский государственный музыкальный театр.
— В середине 1960-х годов вспоминался один из проектов Парижской квадриеннале, в котором исследовали применение вантовых конструкций. Этот проект стал прообразом многих зрелищных зданий и омского Музыкального театра <…>. В ходе обсуждения архитектор А. М. Каримов отметил, что применение вантовых конструкций даст толчок развитию местной стройиндустрии, а также оценил объёмное решение театра. Архитектор В.П. Овчинников, напротив, выразил смущение в решении театра, в частности, в отводе осадков с крыши, назвав его «трамплином». Главный архитектор Омска Б.В. Антипов заметил, что здание вызывает опасные ассоциации со спортивным сооружением <…>. В процессе строительства были изменены некоторые архитектурные и конструктивные решения. Так, вантовое несущее покрытие (из 20 стальных тросов, формирующих скат крыши, — прим. ред.) было заменено на поперечные фермы, — говорится в книге о советском модернизме.
Рыжие выступающие «ушки», которые видно по бокам здания, — это края балки, на которую «опирается» скатная часть крыши, выполняя задачу как выразительную, так и функциональную: по скатной части крыши дождевая вода уходит в водостоки и по боковым лоткам ниспадает в два ливнеприёмника, расположенных слева и справа от главного фасада. Некоторые могут принять их за неработающие фонтаны, но это не так.
С самого верха крыши (примерно уровень 12 этажа) видны не только панорамы Омска, но и пример ремонта кровли обслуживающего корпуса театра, который проведён в 2023 году.
Так, светлые участки на фото ниже — новая мембрана, тёмные — 40-летней давности. Если объяснять «на пальцах», то снег на крышах плоского типа может оставаться всю зиму, подтаивая на солнце и уходя через кровельные отверстия ливневой канализации. Но тепло- и гидроизоляция, которая делалась в 1980-х материалами своего времени, уже обеспечивается не в полном объёме. Прогреваемые изнутри помещения «подтапливают» и крышу, и снег на ней.
Как пояснил главный инженер, из-за потери этой герметичности между плитами перекрытия не первый год просачивается влага. Об этом говорит и перечень дефектов, подписанный в 2024 году. Он послужил основанием для грядущего ремонта, который необходимо будет провести в марте — сентябре следующего года.
театре уточнили, что на это время спектакли и их репетиции прекращаться не будут. В числе сложностей специалист отметил, что у здания несколько ярусов плоской кровли, куда невозможно подобраться с помощью техники, поэтому предстоит много ручной работы.
— Зданию почти 45 лет, но капитальный ремонт крыши, именно гладкой кровли, не проводился с тех пор, как оно было запущено в эксплуатацию. Если у нас состоятся эти работы, финансируемые Министерством культуры РФ, то мы закончим 100 % ремонта крыши здания театра, и у нас останется только провести ремонт кровли вспомогательных помещений, то есть цеха и гаража. По большому счёту все помещения учреждения требуют косметического ремонта, все коммуникации, относится ли это к электрике, водоснабжению или водоотведению. Постепенно будем и эти работы производить, — прокомментировал директор Омского музыкального театра Илья Киргинцев.
В подкасте «Лица нашей культуры» руководитель учреждения отмечал, «это только кажется, что [театр] — это что-то эфемерное, лёгкое и порхающее. По большому счёту это завод, где всё чётко делится по секторам». Во главе, конечно, стоит социально-культурная миссия. Два дня Музыкальный театр принимал знаменитый проект «12» (16+) режиссёра, народного артиста РСФСР Никиты Михалкова. Вернулся балет «Кармен» (12+), билеты на первые показы которого задолго были проданы. Идут репетиции мюзикла «Алиса в стране чудес» (6+), чтобы в конце декабря отправить взрослых и детей в путешествие с белым кроликом. В следующем году, когда Омск станет Культурной столицей России, здесь состоится национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра».
Но, как на любом предприятии, здесь тоже требуется помнить о материальных потребностях. В предыдущие пять лет, кроме упомянутого обслуживающего корпуса, проведён ремонт козырька и крыльца центрального входа, кассового зала и эвакуационного выхода, частичный ремонт боковых фасадов. Запланировано обновление бутафорского цеха, склада, гримёрных, кабинетов, служебного и гостевого входа. По словам Ильи Киргинцева, мрамор и дерево, все значимые детали интерьера театра будут сохранены.
Читать полностью: https://omskzdes.ru/culture/90368.html
Для вашего удобства, чтобы Вы не приносили документы в театр заранее, просим заполнить данные в электронной форме ниже.