78 сезон

17 июня 2021

Странная и счастливая. Омская балерина сделала работу любимым хобби

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 22. АиФ в Омске № 22 02/06/2021
Автор: Светлана Казанцева

Балерина Анна Маркова более 15 лет блистает на сцене Омского музыкального театра. По результатам XXVI областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа» она стала лауреатом премии «За творческие достижения в области музыкального театра» им. В.Я. Тулуповой — зрители и жюри конкурса восхитились созданным Анной Борисовной образом кривляки в балете «Золушка».

Анна Борисовна рассказала корреспонденту «АиФ в Омске», исполнились ли её мечты, почему она ушла из спорта и сколько пар пуантов в год изнашивают балерины.

Это призвание

Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Анна Борисовна, вы весьма титулованная балерина. Чем для вас стала награда областного конкурса-фестиваля?

Балетный номер в оперетте «Прекрасная Елена», 1980 г.

Анна Маркова: Награда стала для меня неожиданностью: моя партия — второго плана, да и другие персонажи тоже яркие. Конечно, приятно, когда твоя работа так высоко оценена, я благодарна всем членам жюри. Такая награда есть не у каждого артиста балета, я очень рада.
— Вы на сцене больше 25 лет, из них добрая половина прошла в омском музыкальном театре, куда пришли уже сложившимся профессионалом. Когда ощутили, что вы профи?

— Я не ощущаю себя профи. Балет — сложное искусство, ему учатся всю жизнь. Даже если что-то умеешь делать хорошо, всё равно чувствуешь, что можно ещё лучше. Известные партии репетируешь будто впервые, хочется, чтобы каждый последующий спектакль стал лучше предыдущего.

— Балерина для вас не профессия, а призвание?

— Да. Я не воспринимаю театр как работу, для меня это любимое дело.

— Кого, на ваш взгляд, можно назвать настоящей балериной?

— Наша страна богата людьми, которые преданно сохраняли свою любовь к искусству и профессио нализм. Галина Уланова, Марина Семёнова, Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова — все они самобытные, мудрые в профессии, мастера высочайшего уровня. Из современных балерин хочу отметить Светлану Захарову. Моя самая любимая балерина — Диана Вишнёва, она удивительная, единственная из современников, на мой взгляд, понимает бытие хореографии. Много талантливых балерин служат в провинциальных театрах, и это нисколько не умаляет их достоинств и профессионализма.

Удовольствие или тяжкий труд?

— Сколько потов сходит с балерины за репетицию?

— В зависимости от интенсивности занятия. Больше уходит не вес, а жидкость. Но если говорить о большом спектакле, например «Лебедином озере», за его время можно похудеть на три килограмма.

— Какие спектакли в вашей карьере были самыми энергозатратными?

— Это «Лебединое озеро» — полноценный трёхактный балет со сложнейшими адажио, паде-де и сольными вариациями. Следующим бы я назвала балет «Анюта»: героиня находится на сцене на протяжении всего спектакля, убегает за кулисы только переодеваться. И ещё один энергозатратный для меня балет — «Идиот», очень силовой.

— Чтобы держать себя в форме, достаточно танцкласса или спортзал тоже приходится посещать?

— В спортзал ходить не приходится, хотя одного танцкласса недостаточно. Чтобы танцевать серьёзные вещи, нужно регулярно участвовать в спектаклях. Если помногу репетировать, но не выходить на сцену, это не даст нужного результата.

— Часто говорят, что балет травмоопасен. А чем он полезен?

— Девочкам, даже если они в будущем не становятся балеринами, балет даёт, во-первых, королевскую осанку и красивую походку, во-вторых — особую пластику движений. В плане здоровья пользы от профессионального балета, к сожалению, нет, впрочем, как и от профессионального спорта: идёт сильный износ суставов, мышц.

На сцене — декорации к опере «Евгений Онегин»: огромная картина и множество зеркал.
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ
Творить надо весело. Как фантазия может стать ключом к успешной жизни- Вы пришли в балет из спорта. Что вы получили от балета, чего не смогли бы взять от гимнастики?
— Я ушла из спорта, находясь на очень хорошем уровне, имея награды за первые места на соревнованиях. Это было моим решением. Несмотря на то что я тогда была ребёнком, взрослые согласились с моим решением. И в спорт я пришла сама, хотя мама меня отдавала на танцы. Балет подарил мне чудо перевоплощения, дал возможность сыграть разноплановых персонажей с разными характерами и судьбами — от самых нежных до самых коварных.

— Каких больше: нежных или коварных?

— Сложно сказать. Из самых коварных были Зарема («Бахчисарайский фонтан»), Зумруд («Тысяча и одна ночь»), Одиллия («Лебединое озеро»), Настасья Филипповна («Идиот»). Наверное, всё-таки у меня больше светлых образов.

— В «Золушке» ваша Кривляка, одна из дочек злой мачехи, далека от благородства…

— Это карикатурный персонаж, и мне он очень нравится. Давно хотела воплотить подобный шуточный образ. Характер и легенда Кривляки возникли сразу, с первых репетиций, не было долгих и мучительных поисков.

— Пуанты часто изнашиваются? Сколько пар нужно балерине для полного счастья?

— Пуанты отечественного производства изнашиваются быстрее, чем импортные. Бывали случаи, когда на один спектакль уходило по две пары. На месяц закупалось по 4-5 пар, в год выходило около 50.

Иногда на один спектакль уходят две пары пуантов.
Иногда на один спектакль уходят две пары пуантов. Фото: Омский государственный музыкальный театр
Магия имени
— Вас омские СМИ однажды назвали звездой по имени Анна. Сколько Анн было в вашей жизни на сцене?

— Я не знаю, откуда такое совпадение, но в моей жизни было несколько Анн. Самая первая Анна, которую я станцевала, — Анна Тимирёва в спектакле «Апофеоз». Затем я станцевала Анюту в одноимённом балете по мотивам произведения Чехова «Анна на шее». Далее у меня была Анна Каренина в спектакле «Страсть».

— Магия имени сработала? Что эти персонажи взяли от вас?

— Ни один персонаж в целом я бы к себе не отнесла. Анна Тимирёва взяла от меня преданность и любовь к мужчине. Мне жизнь подарила хорошую семью — мой муж потрясающий человек. Наши чувства, отношения я отчасти перенесла на Тимирёву. С Анютой было сложно: в физическом плане она создана для меня, а эмоционально мы не совпадаем, я долго не могла её понять. Образ Анны Карениной неоднозначен, заставил поломать голову в поиске логики её поступков.

— Есть роль-мечта?

– Я уже воплотила свою мечту. Любая выпускница хореографического училища мечтает станцевать Принцессу-Лебедь в «Лебедином озере», Жизель в одноимённом спектакле. У меня эти мечты сбылись, и я счастлива, что всё так сложилось. Также для меня стало удачей станцевать в постановках Надежды Калининой «Обнажённое танго», «Шинель» и «Идиот».

— Партнёрство в балете — отдельная тема. Чтобы пара сложилась, между партнёрами должно быть полное взаимопонимание и доверие. Насколько сложно бывает добиться этого?

— Мне с партнёрами всегда везло. Не было случая, чтобы мы выясняли отношения, ссорились. Долгое время моим партнёром был Дмитрий Дерябин, у нас полное взаимопонимание. В его руках находиться так же комфортно, как на диване, то есть в абсолютной безопасности — настолько они надёжны. Так же и с другими партнёрами. Это заслуженный артист РФ Сергей Флягин, Андрей Матвиенко, Валентин Царьков.

— Вы родились и выросли в Екатеринбурге, окончили пермское хореографическое училище, работали в нижегородском театре оперы и балета. Как вам жизнь в Омске?

— Я рада, что Омск появился в моей жизни. В этом городе сбылись мои мечты — обширный репертуар, интересные партии.

— Помимо артистической деятельности вы вели класс в балетной студии. Некоторых из ваших воспитанниц можно видеть на сцене. Хотели бы вернуться к педагогической деятельности?

— Да, но только как педагог-репетитор, то есть работать со взрослыми артистами. Это мне ближе по характеру и темпераменту. Чтобы работать с детьми, нужно терпение и строгое следование методическому плану.

— На сцене вы одна, дома другая. Чем любите заниматься?

— Всем, было бы настроение. Люблю домашние дела — мне они доставляют большое удовольствие. Очень люблю вышивать картины, собирать пазлы.

— Дома танцуете?

— Танцую, но только не балет. Больше эстрадные танцы.

— Артистка театра в семье, с одной стороны, это необычно, с другой — создаёт определённые сложности. Как родные и близкие относятся к вашей профессии?

— Мама мной гордится. Супруг говорит, что мы, артисты балета, странные и счастливые люди: многие платят деньги, чтобы потанцевать, а нам платят за то, что мы танцуем. Сын не представляет меня небалериной, но сам в балет никогда не стремился — ему ближе спорт.

Источник: https://omsk.aif.ru/culture/culture_person/strannaya_i_schastlivaya_bale…