30 января 2023
«МЫ ВЫРАБАТЫВАЕМ СИСТЕМУ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЮЗИКЛА»: АЛЕКСАНДРА КАСПАРОВА И ЕЁ «ОПАСНЫЕ СВЯЗИ»
Омск Здесь от 30 января 2023
Автор: Виктория Абзамилова
Актриса Александра Каспарова рассказала о предстоящей премьере мюзикла, который на омской сцене ставит Глеб Матвейчук.
В марте Омский государственный музыкальный театр представляет омской публике премьеру — представление о соблазне, пороке, страсти, фальши и, конечно, любви — мюзикл Глеба Матвейчука «Опасные связи» (18+). В условиях Франции восемнадцатого века виконты и маркизы самозабвенно сыграют судьбами других людей на омской сцене 18 и 19 марта.
Пока театр активно готовится к премьере, о мюзикле в современной реальности и об отечественном механизме производства жанра мы поговорили со вторым режиссёром постановки, актрисой Александрой Каспаровой. Любителям мюзиклов она знакома по роли Сары в «Бале вампиров» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.
— Александра, вы бывали ранее в нашем городе?
— В Омске я уже третий раз. Сейчас приехала на установочные репетиции и признаюсь, с каждым визитом город мне нравится всё больше и больше. Говорят, не одежда красит человека, а его добрые дела. Так и впечатление от Омска — не от архитектуры и внешнего вида сложилось, а от людей, с которыми я общаюсь здесь. Как бы это утопично ни прозвучало, ни капли негатива я здесь ни разу не ощутила. Наверное, потому что город холодный и вам приходится аккумулировать всё тепло внутри (улыбается). Посмотреть Омск я до сих пор не успела, но сейчас для меня город — это театр, а его главная достопримечательность — люди.
— Помните ли, после какого мюзикла у вас зародился интерес к этому жанру? Какие чувства вызвала тогда эта постановка?
— Моя мама — хореограф, а папа танцевальный и театральный продюсер, именно поэтому в нашем доме всегда было очень много кассет и DVD-дисков с записями спектаклей, танцевальных постановок, мюзиклов, которые родители привозили из разных стран. Смотрела я многое, но сегодня могу сказать, что яркое детское впечатление осталось после музыкального фильма «Волшебник страны Оз». Следующее яркое воспоминание в этом жанре музыкальный фильм — «Танцующие под дождём». Не могу сказать, что тогда я сразу влюбилась в жанр с первого взгляда. Нет, для меня это была естественная среда обитания, к тому же дома постоянно играла разнообразная музыка, из мюзиклов в том числе. Но я никогда не была и не являюсь сумасшедшей фанаткой исключительно мюзиклов. В этом мире существует огромное многообразие интересных жанров, и зацикливаться на одном я бы не хотела. Я очень люблю и оперу, и оперетту. Другое дело, что мюзикл мне очень близок — это синтетический вид искусства, в котором можно делать всё, а это отвечает моим запросам как личности. Я люблю универсальность. Может, поэтому и нахожу своё место в таком универсальном жанре, как мюзикл.
— В 11 лет вы уже стояли на сцене, возникла ли тогда мысль оставить театр увлечением детства и выбрать совсем другую сферу деятельности?
— Так и было(улыбается). В 13 лет я решила, что театр — это несерьёзно и под влиянием любимых мной тогда журналов Forbes решила стать нефтегазопромышленником. К тому же, как я говорила раньше, я из творческой семьи, и что-то внутри меня заговорило: «Тебе нужно что-то более надёжное и стабильное». Я смело оставила мечты о театре и решила поступать на журналистику. Правда, в итоге поступила на конфликтологию, но твёрдо решила там доучиться. Только со временем поняла, что без театра мне очень сложно жить. Корни обрубить невозможно. Моё попадание в проект «Бал вампиров» стало судьбоносным: именно тогда я поняла, что мне действительно нужно. Я ушла с конфликтологии, вернулась в театр и ни разу об этом не пожалела. Смешно, но о «Бале» я вообще ничего не слышала и пришла в проект без фантастической любви к нему. Собственно, в тот момент, когда в зале Музкомедии вновь и вновь труппу встречали и провожали овациями, я ещё читала учебники по политологии. О каких вампирах там могла идти речь (улыбается)? Поэтому в нужный час я отнеслась к проекту, как к вызову, и пришла на кастинг в образе «армянская женщина 35+»: максимально намалёванное лицо, каблуки, — всё как полагается. Только на кастинге я осознала, на какую роль пришла пробоваться (в мюзикле «Бал вампиров» Александра Каспарова исполняла роль Сары — невинной юной девушки, которую Граф фон Кролок приглашает на бал — прим. ред.), и на второй тур пришла уже в соответствии с невинным образом девушки, которая ждёт своего взросления. С тех пор я ярко реагирую на девчонок, которые стараются поскорее повзрослеть. Юность, молодость, беззаботность — это то, что стоит беречь как ни что иное. Повзрослеть ты всегда успеешь. Иной раз идёшь по улице и видишь девочку лет 13, но выглядит она на все 40. Печально, что сегодня социум диктует им скорей становиться женщинами. Если говорить о том, чем мы схожи с Сарой, то, конечно, большим носом (улыбается) — всё. Отправилась ли бы я за вампиром? Сегодня ни за каким Графом я бы не побежала: не люблю рисковать. Тем не менее я многое дала этой роли от себя, и мне нравится не полностью управлять персонажем, а оставлять место для фантазии зрителя.
— Ваша героиня бежит к свободе или к любви?
— Конечно, к любви. Правда, в её случае к ложной, но это уже второе дело. Любовь — это всегда большая мотивация: например, когда мне было 14 лет, я практически выучила польский язык, потому что была влюблена в поляка.
— Раз уж заговорили о «Бале вампиров», Александра, с режиссёрской точки зрения, чем этот проект цепляет лично вас, и как считаете, почему он оказался таким успешным?
— Как любой западный мюзикл, «Вампиры»- это очень слаженный механизм. Системой такой отработки проектов российское производство мюзикла похвастаться ещё не может. Не будем забывать, что на Западе эту схему отрабатывали десятилетиями. В России это время только пришло, поэтому мы сейчас с Глебом Матвейчуком и занимаемся этим основополагающим звеном — выработкой своей системы. Мюзикл, на мой взгляд, не может быть полностью живым организмом, как, например, чисто танцевальный спектакль. Мюзикл — механизм со своими законами, которые пока не так хорошо применяются на отечественных сценах. Здесь есть чёткий блокинг: в конкретную секунду на конкретном музыкальном моменте ты идёшь сюда, а потом поворачиваешься определённым образом и никак иначе. Если в мюзикле хоть один винтик начнёт работать не так, то ВСЁ неизбежно разрушится. Так что секрет успеха прост — это система. Второй пункт — профессиональная команда, в которой каждый чётко понимает и выполняет свою задачу. Качественная работа каждого звена вкупе дарит публике незабываемое ощущение. Важно понимать, «Бал» — это не панацея и не шедевр времён и народов, а продукт хорошей системы. Верю, что мы придём к ней, это вопрос времени.
— Хотели бы что-то видоизменить в этом механизме?
— Скажу на примере «Бала вампиров» — эта постановка выверена до шагов. Чуть влево, чуть вправо — это уже имеет значение, поэтому говорить о «свободе творчества» там не приходится вовсе. На мой взгляд, интересно, когда актёр на сцене всё-таки может себе позволить чуть больше — вне системы. Но всё равно определённых рамок не избежать. Ну и, конечно, нужно учитывать менталитет наших людей при создании такого механизма.
— Адаптация под наш ход мышления не должна повлиять на результат?
— У России путь во всём исторически самобытен, поэтому и мюзикл сейчас подстраивается под наш менталитет и только начинает обретать популярность. Сравнивать наш мюзикл и европейский — то же самое, что сравнивать мой путь с вашим. Это невозможно, поскольку вы чисто физически начали свой путь позже, чем я. Поэтому и о перегоне в развитии речь не идёт, за редчайшими девиантными исключениями. Я всегда говорю: когда в России ещё было средневековье со своими канонами и Рублёв только нащупал «голубец» для «Троицы», в Европе уже начался период Возрождения и гуманизм во всю мощь. Идти вразрез с нашей органикой и менталитетом бессмысленно — зритель не пойдёт, а он сегодня голосует рублём, что тоже важно. Можно поставить 10 мюзиклов по западному канону, на 8 из которых публика не пойдёт, но вопрос: зачем? В Новосибирске мы поставили «Алису в Стране чудес», и до апреля все билеты распроданы. Для нас это важный показатель, значит, мы делаем всё правильно. И я уверена, что «Опасные связи» в Омске тоже будут успешными.
— А что скажете о сибирской публике?
— Она очень благодарная. Думаю, это связано с отсутствием перенасыщенности от городских событий. Мы, в свою очередь, будем стараться сделать «Опасные связи» интересными для омичей и не только. Театр и сцена, конечно, у вас огромные — это тоже диктует определённую форму, но мы будем использовать эти особенности на пользу спектакля. Заходя в театр, зритель будет попадать в маленькую вселенную.
— Есть ли на сегодняшний день у мюзикла, как у жанра, особая востребованность в нашей стране и нужно ли его популяризировать?
— Людям нужна отдушина, и очень многие находят её именно в театре. Поэтому сегодня практически в любом театре вам скажут: «Билетов нет». В путешествие особо никуда не поедешь, с кино тоже всё не так просто, а театр — спасение от бренной суеты. Опера — элитарный вид искусства, драматический спектакль — тоже подойдёт не всем, а мюзикл, на мой взгляд, — это возможность отдохнуть и сердцем, и душой. Тебя не нагружают философскими вопросами, ты просто получаешь удовольствие. Почему я вообще работаю с Матвейчуком? Его мюзиклы оставляют ощущение силы добра, любви и надежды на светлое будущее. Ты забываешь о своих проблемах, и отдаёшься придуманной им вселенной. Что касается популяризации, то у меня такой сверхзадачи нет. Я просто люблю этот жанр и предлагаю полюбить его остальным. Популяризация — задача других инстанций. Да и возникает вопрос: зачем? Если мы будем выдавать публике продукт хорошего качества, то жанр сам по себе будет популяризироваться — это должно быть естественным процессом. А приток внимания и интереса действительно есть, нам нужно им правильно воспользоваться. Сейчас, когда мы работаем в театрах разных городов, мы видим, что люди просто раньше физически не сталкивались с законами этого жанра, потому что его практически не было. Была оперетта, музыкально-драматические спектакли. О чём тут говорить? Всего лишь 2-3 театральных факультета обучают мюзиклу по всей стране.
— Во многих театрах основной состав труппы — академические артисты. Есть ли в этом сложности?
— Конечно! Нам приходится их ломать, вести их через сопротивление, что-то придумывать и создавать мюзикл, а не его подобие. С их стороны это тоже сложно — 10 лет ты пел определённым образом, а тут к тебе приехали и сказали: «Теперь пой так». Более того, остро стоит кадровый вопрос: нужны художники, сценаристы, которые бы понимали законы жанра. Молодняк, фанаты, энтузиасты подтягиваются, и уже хорошо. Вообще я уверена, дальше — больше. Сегодня для многих работников театра, мюзикл — это вызов и выход из зоны комфорта одновременно. Но только за её пределами может произойти твой профессиональный рост. Это моё мнение. Ну, а нам действительно интересно работать с людьми, у которых есть неподдельный интерес к новой работе. Как можно опустить руки, когда рядом горящие глаза? Никак! Ты просто раз за разом вместе с артистом проходишь путь создания чего-то уникального. В Омске ещё на этапе кастинга практически все знали текст и показывали своё искреннее желание попасть в проект. Этот факт не может не радовать.
— На каком этапе сейчас находятся «Опасные связи»?
— Как я говорила ранее, в этот раз мы приехали на установочные репетиции. Первый день пришлось посвятить разговорам. Глеб обсуждал с актёрами биографии их героев, чтобы они понимали всю логику, свою мотивацию и сверхзадачу в каждой сцене, это крайне важно. Сейчас я уже предвкушаю премьеру, чувствуя, что образов будет много — очень ярких и непростых, все они очень хорошо складываются с типажным распределением артистов. Хочется, чтобы месяц поскорее промчался и мы уже увидели, как заиграют сцены в красивых декорациях и костюмах.
— Как проходил кастинг? Смотрели ли вы перед ним спектакли нашего Музыкального театра?
— Я люблю смотреть на артистов на сцене, прежде чем начать с ними работать, но в этот раз не получилось. Кастинг прошёл успешно: все были подготовлены, кто-то пробовался сразу на три роли, и это не может не подкупать. «Опасные связи» — один из моих любимых проектов у Глеба. Но самое чудесное, что произойдёт в Омске,- это то, что спектакль будет играться не под фонограмму, а под живой оркестр! Ничто не сравнится с красотой оркестрового звучания. Каждый раз, когда я слышу оркестр, радуюсь, как ребёнок. Когда 30 человек одновременно берут дыхание — для меня это восторг. И, конечно, музыка, написанная Глебом Матвейчуком, невероятно чувственная и искренняя. Думаю, через полтора месяца у Омска будет очень классный спектакль, которого сейчас нет нигде.
— Александра, о чём для вас мюзикл «Опасные связи»?
— О любви, конечно, о любви. Знаете, я недавно прочла книжку «Таинство любви» Митрополита Сурожского. Я не фанат религиозной литературы, но есть некоторые книги, которые читать нужно всем. Так вот там была такая фраза: «Корень всего в любви». Наш спектакль о простых истинах: о любви, честности и верности самому себе. Равнодушных в зале не будет. Спросите, почему? Это наш выверенный и уже улучшенный механизм, который мы постоянно модернизируем. Признаюсь, сейчас у меня и у нашей команды есть точное ощущение, что на сцене весь пазл сложится как нельзя лучше. Приглашаю всех на премьеру!
«Это опасная игра. Делайте Ваши ставки»
Источник: https://omskzdes.ru/culture/80397.html