07 декабря 2022
«КАМЕРНЫЕ ИНТИМНЫЕ ИНТОНАЦИИ»: ВЕРА ТАРИВЕРДИЕВА О МУЗЫКЕ МУЖА
«ОмскЗдесь» от 28 октября 2022
Автор: Виктория Абзамилова
Вдова известного композитора Вера Таривердиева побывала в Омске на премьерном спектакле, музыку к которому написал её супруг.
В Омском государственном музыкальном театре продолжаются премьерные показы оперы «Граф Калиостро» (12+). Режиссёр-постановщик Александр Лебедев представил спектакль публике ещё летом, но постановка по-прежнему собирает полные залы. Раскрывая возможности камерного состава оркестра, сочетая стилизацию под старинную музыку с пародиями на неё, лиричность с гротеском и юмор с философичностью, Микаэл Таривердиев создал глубокое и изящное музыкальное произведение. Вдова композитора, музыковед Вера Таривердиева тогда не смогла присутствовать на премьере, поэтому посетила Омск в октябре: она приехала посмотреть спектакль и пообщалась с журналистами.
— Омский музыкальный театр — второй театр, который обратился к этому оперному материалу. Мне кажется, спектакль живой, а сама постановка связана кровными узами со спектаклем Покровского. Идеи, воплощённые на сцене камерного театра, остались нерушимыми, мне это нравится, — отметила супруга композитора Вера Таривердиева.
Пока «Граф Калиостро» — опера о знаменитом авантюристе, который способен оживить портрет и обличить все человеческие пороки и мечты, звучит с камерной сцены. По словам главы фонда Микаэла Таривердиева, это решение принималось неслучайно.
— В таком формате возможно передать все тонкости. Таривердиев вообще камерный композитор, такова стилистика его музыкального языка. У него всегда слышны интимные интонации, — рассказала Вера Таривердиева.
Микаэл Таривердиев известен своей музыкой к фильмам, он создал музыкальное сопровождение для 132 кинолент, среди которых всем известная картина «17 мгновений весны». Его вдова отмечает, что любая его композиция полна любви, и неизвестно, каким бы был известный фильм о разведчике без такой трогательной музыки.
Вера Таривердиева отмечает и впечатлительность супруга, из-за которой он много писал и из-за которой много сомневался. Например, композитор долго не хотел приниматься за работу над саундтреком к картине «17 мгновений». Его песни пели все, они постоянно звучали на радиостанциях. Однако Микаэл Таривердиев — баррочный композитор, который всегда хотел, чтобы по радио звучал орган.
— Музыка Микаэла приподнимает нашу бытовую повседневность до высоких чувств и делает это без пафоса. Он засыпал со страхом: «А вдруг я ничего не придумаю?» Потом просыпался посреди ночи и лишь записывал музыку, которую слышал, — вспоминает Вера Таривердиева. — Омскому музыкальному театру удалось передать настоящесть его музыки, а любая опера требует регулярного показа, чтобы можно было сказать: «Да, она зажила на сцене».
Источник: https://omskzdes.ru/culture/79427.html