78 сезон

13 декабря 2021

В опере и говорят?

News-w.org / Наталья Валова от 13 декабря 2021

В Омском музыкальном театре состоялась премьера спектакля «Свадьба Фигаро» (режиссёр — постановщик Александр Лебедев, дирижёр — постановщик Юрий Соснин). По мотивам комедии Бомарше, русский текст: Николай Любимов, Муза Павлова.

Премьера — это всегда явление волнительное. «Примут или нет (понравится или нет)? «, — этот вопрос интересует артистов, режиссёра и всех задействованных в спектакле лиц. «Справятся ли?», — волнуются зрители.

Интересно, но факт, что в позиционируемом как опере жанре, герои вдруг заговорили. Пришла домой, «полезла» в интернет. Да, допустимо. Более того, исторически само появление разговорного диалога в опере — признак, что опера стала общепринятым массовым видом театра, а не для избранных. Вот так-то…

Определённая новинка и в активном использовании занавеса, как большого медийного экрана. Перед представлением под музыку на экране занавеса развернулся целый мультяшный фильм с нашими будущими героями. В самих двух актах также опускается занавес, и в то время, как по ту сторону оперативно переставляют и меняют декорации, зрители слушают пение птиц и собачий лай, будто они на охоте. На экране же в это время крутятся изображения, как хаотичные рисунки в калейдоскопе.

Декораций немного, но общая «картинка» вырисовывается. Большой их плюс в том, что они спроектированы отдельными блоками и при их перемещении создаётся визуальный эффект присутствия в разных местах. Костюмы героев меня ничуть не смутили, хотя «налицо» целая «мешанина» и стилей, и времен.

Так, Сюзанна (Елена Билык) и Фигаро (Джени Окропиридзе) — в костюмчиках с жилетками. Но, если Сюзанна в нём смотрится как служащая банка, то Фигаро мне больше напомнил портье в отеле. Керубино — в голубом «матросском» костюмчике, Барбарина — в ярком костюмчике «старшеклассницы». Графиня и граф «фигуряют» перед нами несколько сцен в аристократические домашних халатах. А вот ещё два ярких костюмных «пятна»: светло-зеленого, салатного цвета модный пиджачок на неимоверно женских формах Марселины и красного цвета удлинённый «полный» пиджак на ладно скроенной фигуре графа.

Об игре. Главным кумиром для меня, конечно, был Кирилл Кириллов в роли графа Альмавива.Кирилл «мужает» и набирает профессиональную силу и артистизм буквально на глазах. Голос и исполнение прекрасное. Манера игры, жесты, эмоции, он всё время — на сцене, в действии. Получаешь огромное и аудио-и визуальное удовольствие от его игры.

Красотка Марселина в исполнении Евгении Шарыгиной была бесподобна. Сколько шарма, грации и пластики. Видно, что она и сама упивается производимым ею эффектом. Очень комичный персонаж. Дон Базилио (Вадим Невзоров) и дон Бартоло (Антон Завьялов) не уступали Марселине в комизме.

Неожиданно, но юного Керубино, пажа графа, играет женщина. И Наталья Емельянова вполне справилась с этой ролью. Особенно она была потешна, когда отжималась от табурета перед сборами в армию, и тогда, когда её собирали в армию: противогаз и огнетушитель, оказывается, далеко не единственные «необходимые» в армии вещи.

Комических моментов в постановке вообще было немало. Чего стоит только этот трюк открывания и закрывания дверей графом и графиней под слова героев:»чик-чик».
Многие вещи осовременили постановку, приблизив её к нашему времени. Так, мы увидели косметическую маску на лице графини Розины (Иванна Милосердова) и обычный одежный манекен ателье в её будуаре.

Но, главное в опере, конечно же, музыка и голоса. Какое наслаждение я получила от звучания дуэтов, трио и квартетов: граф, графиня, Сюзанна, Фигаро, и присоединяющихся к ним голосов остальных героев, это было великолепно. Люблю многоголосие, а его здесь много.

Каюсь, не узнала заслуженного артиста РФ Александра Хмырова в роли садовника Антонио. Несмотря на подзатянутость (по моим личным ощущениям), в целом, постановка удалась.

С новой оперой в репертуаре театра, музыкальной! Копилочка пополняется.

Источник: www.news-w.org/kultura/17874-v-opere-i-govorjat.html