Владимир Миллер: «Родители дали деревянный чемоданчик, и я поехал в Москву»

Культура 55 от 27 фев 2022, 17:42

На минувшей неделе в библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась творческая встреча с Заслуженным артистом России, лауреатом Премии Губернатора Омской области, солистом-вокалистом и режиссёром-постановщиком Омского государственного музыкального театра Владимиром Миллером.

В этом году Владимир Эмильевич празднует 70-летний юбилей и отмечает 47 лет службы в Музыкальном театре. За это время артист сыграл более двухсот ролей, поставил сотни спектаклей и концертов. Он очень любим зрителями, уважаем всем профессиональным сообществом. Давний друг «Пушкинки», неоднократный гость и участник проектов библиотеки рассказал гостям о творческом опыте. Омский портал «Культура» публикует выдержки со встречи с Владимиром Миллером.

Я сибиряк

Так случилось, что я коренной сибиряк и прожил здесь всю свою жизнь. Меня потом часто приглашали и в Москву и заграницу работать, а я остался здесь. И вот семьдесят лет – я с удовольствием читаю строки: «Я родился в Сибири, я в Сибири родился…». Люди постарше этот год помнят, а для молодёжи середина прошлого века – 1952 год – вообще ни о чём не говорит. Я родился в Рождество, в маленькой деревне Никоновка Омского района, тогда он назывался Ульяновским. Так случилось, что потом отца перевели в Большеречье, где я окончил среднюю школу. Родился я в семье очень крупного экономиста, мой отец был директором крупнейшего совхоза и героем социалистического труда, а мама работала бухгалтером. И вдруг старший сын сказал: «Я пойду в артисты». Это был шок! Папа хотел, чтобы его семья была семьёй экономистов.

Деревянный чемоданчик

Я не мог без театра, без искусства, поэтому собрался ехать учиться на режиссуру драматического театра. Родители, конечно, повздыхали, купили мне зеленый болоньевый плащик, дали деревянный чемоданчик и я поехал в Москву. Хорошо, что приехал заранее, за месяц подготовился и, несмотря на большой конкурс, меня взяли. А это же режиссура, взрослая профессия. Мы учились с теми, кому 25, 28, 30, 35 лет. И мы – четыре бывших школьника. Но детей же надо кому-то играть. Это была очень хорошая школа.

Поющий режиссер

В 1974 году я пришел в Омский театр музыкальной комедии. Но до этого я год отработал режиссером театра-студии в Доме культуры «Юбилейный», где сейчас Пятый театр. А директором ДК была жена облвоенкома. Она сказала: «Как только ты попробуешь уволиться отсюда, мой муж тебя отправит служить в самую дальнюю точку Советского союза». И вот как-то я приехал в театр Музкомедии попросить костюмы. Походил в фойе и подумал: «А что бы мне здесь не поработать?». А наш руководитель танцевального коллектива тоже работал в этом театре и сказал, что поговорит с главным режиссером. Я уже забыл, а он, оказывается, договорился и сказал, что тот меня ждет. Я прихожу, встречается меня замечательный главреж. Он меня спросил, где учился, у кого и что я ему прочту. Я прочел монолог Мармеладова из «Преступления и наказания». Он выслушал до конца и сказал: «Знаете, Володя, вы человек не случайный в искусстве. У нас есть предложение – поехали с нами на гастроли, мы посмотри на вас, вы на нас и там решим».

Первая роль

Гастроли были Ульяновск-Астрахань-Грозный. Это тот год, когда я увидел город Грозный в рассвете – красивый, улыбчивый, доброжелательный город. Меня ввели в два спектакля. И, казалось бы, за плечами у меня 48 лет, более 250 ролей сыграно, а помню всегда первый свой выход на сцену. В «Левше» я играл Скомороха, а Народный артист России Георгий Котов – Левшу. Мы его арестовывали, я доставал саблю, потом его забирали, и я должен был обратно убрать её в ножны. А она никак не убирается! Георгий Валерьянович сидит, исподлобья смотрит и говорит «Кретин! Другим концом надо». Вот так состоялся мой первый выход, я там чуть с ума не сошел! Поэтому когда вспоминаешь весь свой длинный путь, вспоминается самое начало. Хотя в мае будет 48 лет, как я работаю в Музыкальном театре

Школа жизни

Когда я набирал курс в нашем университете, первое, что я сказал ребятам: «Вы хорошо подумали, выбирая эту профессию? Это жестокая профессия. Слава и известность – настолько проходящие вещи. Вы можете десять ролей сыграть успешно, 11-ую завалите, и запомнят именно её. Это такой закон». Когда я пришел, мне было сложно. Я – режиссер драматического театра – пришел в оперетту. Но я пришел в такой коллектив, где были удивительные мастера этого жанра.

Огромную школу мне дали детские спектакли. За первые годы я переиграл весь животный мир, который только может существовать – котов, собак, волков, в общем, всю живность, которая только есть. А популярность мне принесла роль Карлсона, меня приглашали в детские сады, где я был на разогреве у Деда Мороза. Потом я сам ставил детские спектакли и среди них спектакль «День рождения Кота Леопольда». И как-то в Бишкеке на гастролях ко мне подошел маленький мальчик, подарил мне маленький цветочек и сказал: «Прости, Леопольд, у меня больше ничего нет». То есть большего признания артисту не надо.

Справка: Владимир Миллер. Заслуженный артист России (2006)
Заслуженный работник культуры Омской области (2019)
Почетный знак ЦК ВЛКСМ (1981)
Знаками «Отличник культурного шефства над Вооруженными силами СССР» (1982)
Знак «Отличник культурного шефства над селом» (1983)
Почетная грамота и медаль Министерства обороны России «За проявленное мужество и высокую гражданскую позицию» (2002)
Медаль «За службу на Северном Кавказе» (2007) «Легенда Омской сцены» (2019)
Лауреат премии губернатора Омской области «За заслуги в развитии культуры и искусства» имени народного артиста России Н. Д. Чонишвили за создание и раскрытие образа трагифарсового персонажа Бека в мюзикле «Свадьба Кречинского» А. Колкера (Омск, 2008)

Источник: https://kultura55.ru/culturedetails/vladimir-miller-roditeli-dali-derevy...