«Спасибо, музыка, за то, что ты единственное чудо…». Театральный концертмейстер в зеркале своей профессии

Ирина НИКЕЕВА
«Омск театральный», Июнь 2008

Пожалуй, одна из самых незаметных творческих профессий в музыкальном театре – это концертмейстер. Люди этой профессии часто остаются «за кадром», как бы «в тени» своих ярких партнёров-исполнителей. В названии их профессии нет ни слова «солист», хотя они всегда по роду своей деятельности солируют, ни слова «артист», хотя они являются такими же участниками всех форм сценического творчества театра, как и другие исполнители – солисты, артисты хора, балета, оркестра. Действительно, роль концертмейстера в театральном процессе огромна. Любой человек, хоть немного знающий театр изнутри, скажет вам, что без работы концертмейстера не может обойтись ни один спектакль, особенно в свой постановочный период, ни один концерт, особенно в своём «выездном» варианте. Так, кто же они, эти скромные «служители Мельпомены»? К сожалению, очень редко они становятся объектами художественных публикаций в газетах и журналах, поэтому давайте попробуем познакомиться с этой профессией и её представителями чуть поближе.

Профессия театрального концертмейстера весьма специфична. Концертмейстер – «правая рука дирижёра», которая знает все тонкости музыкального текста каждого персонажа спектакля, да и всего произведения в целом. Опытный концертмейстер в процессе своей работы с солистом над новым произведением ставит целью не только выучивание самого нотного текста, но всегда стремится к видению всей партии в целом, в общей драматургии спектакля, включающей в себя особенности как исполнительской, так и образно-эмоциональной характеристики героя. А концертные программы театра, проводимые на различных сценических площадках, где далеко не всегда возможно участие оркестра? Здесь роль концертмейстера ещё более ответственна и незаменима. Здесь он на виду, он является непосредственным участником живого творческого общения, которое рождается на глазах у зрителей. Эти две главные творческие сферы - репетиционно-постановочная и концертно-исполнительская – всегда были неразрывно соединены между собой в профессии театрального концертмейстера.

А сколько было их, концертмейстеров Омского музыкального театра, за его 60-летнюю историю?! Всех не перечислить. Первыми концертмейстерами театра музыкальной комедии в далекие 40-е годы прошлого столетия, согласно сохранившимся документам, были К. Глаголев, С. Раковская и В. Хребтова. С конца 1940-х и в 50-е годы в старых программках театра встречаем также фамилии: П. Смирнов, Р. Чаусская, М. Мажбич, И. Мокеева, концертмейстеры и ассистенты дирижёра М. Лер, А. Гончаров, концертмейстер балета Р. Лукьяновский, хормейстер театра В. Савельев, который в 1960-е годы полностью перешёл на концертмейстерскую должность. В работе над спектаклями тех лет принимали участие концертмейстеры В. Лурье, Л. Биктимирова, Г. Тавровская, а также Д. Гончаров и Л. Туманова, активно работавшие в театре и в 1970-егоды. Много душевных сил отдала своей профессии и М.Шостак, проработавшая в театре с 1964-го более 20 лет. В последние годы существования Омского театра музыкальной комедии пришла в него и молодая пианистка, выпускница Омского музыкального училища Елена Петровна Бородина. Прекрасный концертмейстер, она сегодня, получив второе образование, успешно работает в театре и как хормейстер.

В период становления Омского театра в его новом статусе – государственного музыкального, когда в связи с постановками сложных оперных и балетных жанров потребовались концертмейстеры с высшим профессиональным образованием, в театр пришли выпускницы консерваторий по классу фортепиано, среди которых И. Стукалова, И. Лейтуш, О. Волкова, Е. Кораблёва. Однако родным домом стал наш театр для других выпускниц, которые тоже пришли в него тогда, в начале его нового пути. Это – Любовь Николаевна Колесникова, Ольга Владимировна Зинченко и Татьяна Васильевна Николаева – ведущие концертмейстеры театра, работающие с солистами-вокалистами. Практически, на их глазах и с их помощью их проходило становление и развитие театра. Они до сегодняшнего дня остались преданными театру и вместе с замечательным концертмейстером балета – Еленой Владимировной Шубиной, а также недавно пришедшими в театр Анастасией Александровной Корчевой и Натальей Ивановной Василенко, активно участвуют в его творческой жизни.

Безусловно, все они достойны отдельного разговора о своей работе, однако, объектом нашего материала сегодня станут лишь трое «вокальных» концертмейстеров, о работе которых поделиться наблюдениями позволили мне давнее личное знакомство и совместная работа в театре. За долгое сотрудничество с певцами-артистами эти концертмейстеры тоже научились петь, правда, прежде всего, – своими руками и сердцем. У всех у них за плечами огромный профессиональный опыт, солидный творческий стаж, измеряющийся солидным отрезком времени, множеством постановок, сотнями встреч и концертов. Они стали, как три сестры, почти родными и «единомыслящими» в силу своей общей прекрасной и непростой профессии. Их воедино связали между собой – время, любовь к театру и, конечно, Музыка…

Эссе первое
Ольга Зинченко в зеркале своей творческой деятельности

Моё знакомство с Ольгой Зинченко состоялось ещ в студенческие годы учебы в Уральской консерватории, когда мы вместе сидели в аудиториях на поточных лекциях. Уже тогда она, студентка фортепианного отделения класса профессора И. Зеттеля, отличалась строгостью и серьёзностью отношения к избранной профессии. Однако после окончания вуза в 1981 году Ольга выбрала для себя не педагогическую работу, позволяющую передавать своё мастерство подрастающим исполнителям, а концертмейстерскую. И это было не случайно: мама Оли, Надежда Алексеевна, много лет работавшая в музыкальном училище имени В. Шебалина, была известным педагогом по вокалу. Тонкости специфики вокального искусства, наверняка, не раз обсуждались в семье, поэтому, когда дочь поступила на фортепианное отделение, сомнений не было: она станет концертмейстером. Проработав несколько месяцев по распределению в Челябинском театре оперы и балета, Ольга вскоре добилась перевода в родной Омск, где начинающему музыкальному театру тогда, в связи с его открытием, остро требовались кадры. Так, с февраля 1982 года судьба крепко связала Ольгу Зинченко с Омским музыкальным.

И вот уже 26 лет она прилежно и ответственно трудится в театре, ежедневно занимаясь с солистами и разучивая их партии в будущих постановках. Сколько их было за это время? Трудно перечислить. Каждый новый спектакль, как новый друг, оставляет в душе свои особые незабываемые впечатления. Наверное, особенно памятными становились работы с новым музыкальным материалом, когда концертмейстеру приходилось вместе с композитором работать над клавиром, разбирая детали нотного текста. Так, без сомнения, много интересного может рассказать Ольга о периодах первых постановок в Омске сценических произведений Е. Птичкина, Т. Хренникова, А. Кулыгина, В. Казенина, Э. Фертельмейстера. Однако наиболее сложной бывает все-таки работа над оперным сочинением, требующая от концертмейстера особой профессиональной грамотности и огромного, обоюдного с певцом, ежедневного, кропотливого труда. Блестяще владея методикой работы с солистами над нотным материалом, Ольга Владимировна, по словам многих из них, бывает всегда очень требовательной к точности воспроизведения авторского текста. Огромное значение она придаёт не только чистоте интонирования и точности ритмической организации мелодии, но и каждому певческому штриху, фразировке и всем динамическим нюансам.

Не случайно эта требовательность, трудолюбие и серьёзное отношение к своей профессии позволили О.Зинченко, вскоре после её прихода в Омский театр, стать в нем старшим концертмейстером. Этот, казалось бы, небольшой дополнительный эпитет на деле означал совсем немалое: вся ответственность за вокальную подготовку выпускаемых спектаклей ложилась именно на неё, как на первую помощницу главного дирижера. Результатам этой работы и профессиональным качествам концертмейстера О. Зинченко давал в своё время высокую оценку главный дирижёр театра, заслуженный деятель РФ Эрих Розен, отмечая в её игре «грамотность, красивый звук, выразительную кантилену, отличную технику и свободную читку с листа».

Всегда активно участвовала Ольга Владимировна и в концертной деятельности театра. И по нынешний день многочисленные концертные программы на сцене музыкального театра, Дома актёра имени Н.Д. Чонишвили, других площадках города и области стали естественной составной частью её творческой работы. Умение слушать солиста, быть с ним в едином образном звучании – качества, без которых невозможно успешное существование на сцене. В арсенале её звёздных выступлений – сольные программы не только с ведущими солистами Омского музыкального театра, но и с почётными гостями Омска – народными артистами СССР Виргилиусом Норейкой, Марией Биешу, Леонидом Сметанниковым. Слова искренней благодарности за настоящее сотворчество – высшая награда концертмейстеру за его труд.

И ещё одна, не менее ответственная, грань деятельности концертмейстера. Речь идёт об участии в конкурсах, которых в багаже Ольги Владимировны – 11. Причём, среди конкурсов есть не только вокальные. С не меньшим удовольствием она работала и участвовала в творческих состязаниях вместе со студентами-инструменталистами из различных музыкальных учебных заведений города (училище имени В. Шебалина, факультет культуры и искусств университета имени Ф. Достоевского). Однако почётное признание своего профессионального мастерства получила О. Зинченко всё же на вокальных конкурсах, в которых представляла искусство солистов Омского музыкального театра. Дипломов «Лучшего концертмейстера» была удостоена она на I Международном конкурсе оперных певцов имени Рубашкина в Омске (1993) и II Всероссийском конкурсе артистов оперетты в Краснодаре (1996). Кроме того, за свою деятельность в должности концертмейстера она получила в разное время множество почётных грамот и значок «Отличник культурного шефства над вооружёнными силами СССР» (1985).

Однако обо всех этих званиях и наградах музыкант, выходящий на сцену, конечно же, забывает. Здесь, перед публикой, у него остается только одно – его исполнительский талант и умение донести до них то, чем наполнен он сам, чтобы вызвать в их душе живой отклик. И действительно, как правило, на всех концертах с участием О.В. Зинченко зритель всегда щедро одаривает аплодисментами не только вокальное мастерство солиста-исполнителя, но и игру обаятельной, элегантной молодой женщины-концертмейстера, скромно кланяющейся у рояля, с которым связано главноё в её судьбе.

Эссе второе
Любовь Колесникова в зеркале своих размышлений

Любовь Николаевна Колесникова пришла в музыкальный театр после окончания Новосибирской консерватории в августе 1981 года. В 1992 году оканчивает Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии и получает вторую профессию – театроведа. Благодаря своей удивительной работоспособности и блестящим знаниям в области театра и музыки, она успешно справляется не только со своими многочисленными концертмейстерскими обязанностями в театре, но и активно участвует в общественно-культурной жизни города и области: выступает с лекциями и докладами на конференциях по проблемам культуры и искусства, как член секции критиков при Омском отделении Союза театральных деятелей участвует в работе конкурсной комиссии на различных театральных смотрах и фестивалях, ведёт концерты-встречи, в том числе и в «Музыкальной гостиной» Дома актёра, постоянно печатается в местных и российских изданиях. Яркому публицистическому перу Любовь Николаевны, необычайно интеллигентного, доброжелательного и чуткого человека, умеющего ценить дружбу и хранить память о людях, с которыми вместе работала, принадлежат замечательные статьи, посвящённые различным постановкам и творчеству видных омских театральных деятелей, в том числе и ушедших из жизни (В. Тулуповой, Э. Розену, Г. Комаровскому, Б. Шевченко). Кроме того, уже много лет доцент Л.Н. Колесникова читает курсы искусствоведческих дисциплин на кафедре режиссуры факультета культуры и искусств Омского государственного университета имени Ф.Достоевского.

Огромный диапазон творческой деятельности Любовь Николаевны Колесниковой в сфере культуры – от практически-исполнительской, концертмейстерской до научно-исследовательской, требующей умения осмысливать действительность, позволили обратиться к ней с просьбой поделиться её видением одной из своих творческих профессий, которой посвящена эта статья и которая успешно «выживает» среди многих других проявлений её творческой натуры.

Вопрос: Люба, какое место в твоей жизни и в душе, среди многих других профессиональных занятий, занимает концертмейстерская работа?

Ответ: Если отвечать односложно, могу сказать, что очень важное. Концертмейстерской работе я отдала и продолжаю отдавать огромную часть своей жизни. Действительно, так сложилось, что после консерватории я начала сразу и преподавать в музыкальном училище имени Шебалина, и заниматься концертмейстерством. Но главным в моей жизни стал театр. Работа концертмейстера в театре имеет свою специфику, и здесь, как мне кажется, помимо профессиональных качеств, очень важно, как ты относишься к театру. Если прикипишь к нему, полюбишь всем сердцем, то уже не променяешь эту работу ни на какую другую.

– Всем известно, что концертмейстер – активный участник постановочного процесса. Какие постановки и чем тебе запомнились особенно?

– На мою профессиональную судьбу повлияла одна встреча. Несмотря на любовь к театру, вряд ли бы я решилась в 1981 году приехать работать в Омский театр музыкальной комедии. Но, в тот момент театр переходил в новый статус музыкального, и к его открытию была выбрана опера Тихона Николаевича Хренникова «В бурю». Ставил спектакль Али Теймурович Усубов, дирижёром-постановщиком был приглашен Геннадий Пантелеймонович Проваторов. Именно встреча с этим выдающимся музыкантом стала для меня решающей. Я поняла, что не столь важно, какой статус у театра, важно, какие люди в нём работают. Опера Хренникова стала первым спектаклем, в котором я участвовала как концертмейстер. Естественная робость от встречи с таким маститым музыкантом сама собой ушла на второй план, так как работать под руководством Проваторова было не только ответственно, но и безумно интересно. Он оказался действительно глыбищей и в музыкантском, и в человеческом плане. Эмоциональный, увлекающийся человек и музыкант, он буквально завораживал и заражал всех исполнителей своим видением и слышанием музыкальной драматургии и спектакля в целом. И хотя в распоряжении дирижёра были в основном начинающие молодые солисты, он сумел добиться впечатляющего результата. Этот вдохновенный музыкант дал наглядный урок высочайшего профессионального мастерства, который просто невозможно забыть. Второй раз подобное яркое, сильное впечатление осталось от работы с дирижёром из Вены М. Дамевым во время постановки «Риголетто», режиссёром-постановщиком спектакля был Борис Рубашкин. Здесь запомнилась удивительная тонкость, вкус, музыкальность, я бы сказала, высокоинтеллигентная исполнительская манера дирижёра из Австрии.

Вообще за 27 лет работы в театре было много ярких впечатлений и запоминающихся встреч. Одна из них с режиссёром Борисом Рябикиным во время постановки «Летучей мыши» стала первым уроком театральной этики. Представляя экспозицию будущего спектакля, он, во время разговора с его участниками, назвал каждого по имени и отчеству, включая всех артистов хора. А ведь это был абсолютно новый коллектив, с которым Борис Александрович до этого никогда не работал. Прекрасно сам владеющий инструментом, режиссёр слышал и находил в музыке пластический рисунок каждой роли, исходя из особенностей музыкальной фактуры данного персонажа. На его репетициях я на практике поняла, что такое «действенный анализ» музыкальной драматургии.

Целая эпоха в жизни музыкального театра связана с именами Эриха Викторовича Розена и Григория Иосифовича Комаровского. Это под их чутким руководством проходила я свои театральные университеты.

В последние годы в театре много ставит Кирилл Стрежнев. Работа с ним всегда выливается в интересный познавательный процесс. Он умеет создать на репетициях такую атмосферу, когда ловишь буквально каждое его слово. Очень чуткий к музыке, он умеет в мизансцене выразить и передать музыкальное настроение. Во время репетиций бывает, что режиссёра не устраивает музыкальное звучание какого-нибудь фрагмента, так как оно не совпадает с его музыкальным представлением и внутренним ощущением. Тогда характер, настроение, темп музыкального номера могут быть подвергнуты кардинальному переосмыслению, и задача концертмейстера заключается в том, чтобы найти соответствующее его замыслу звучание.

Сегодня музыкальное руководство театром осуществляет главный дирижёр Юрий Аркадьевич Соснин. Замечательный музыкант, профессионал самой высокой пробы, он привнёс в работу свой стиль, который вызывает у меня глубокое уважение. Бок о бок, рядом с ним трудится дирижёр Виктор Сергеевич Олин, сочетающий в себе музыкантские способности с потрясающим театральным чутьём. При всем различии творческих индивидуальностей дирижеров, их объединяет, на мой взгляд, феноменальная работоспособность и преданность театру. За несколько лет работы они осуществили постановку около десятка новых спектаклей в разных формах и жанрах. Работа под их началом – это новый виток в моём постижении профессии. Ну и, конечно, нельзя не сказать о сегодняшней молодёжи, которая пришла в театр. Среди них много талантливых исполнителей с прекрасными голосами, высокой исполнительской культурой. Общение с ними ко многому обязывает.

– Чем интересна тебе работа концертмейстера, что ты ценишь в ней больше всего и в чем её сложности?

– Больше всего я ценю творческое начало, которое предполагает работа концертмейстера в театре. Оно связано с непосредственным участием концертмейстера в постановочном процессе. Каждый раз, приступая к очередной работе, испытываешь душевный трепет, в первую очередь, от встречи с новым произведением. Омский музыкальный театр много экспериментирует и мне нравятся смелые поиски новых жанров и форм, которые ведутся на нашей сцене. Интересно работать с новыми постановщиками, находить с ними общий язык, пытаться понять их замысел, чтобы стать инструментом, своего рода проводником их идей. Конечно, очень важна фигура дирижёра-постановщика, ведь всё начинается с музыки в нашем театре. Поэтому для меня очень важно понять музыкальную концепцию, предложенную дирижёром, почувствовать себя в ней органично, сделать своей. Когда это удается, испытываешь мгновения творческой радости. А что касается сложностей, их больше, чем достаточно, на мой взгляд. Прежде всего, необходимо поддерживать свой уровень, то есть все время заниматься, так сказать, работать над собой. Это нормально, это в любом деле так, либо ты развиваешься, либо стоишь на месте, то есть катишься вниз. С другой стороны работа концертмейстера-пианиста с солистом-вокалистом в театре сочетает в себе исполнительскую и педагогическую сторону, этим она, на мой взгляд, интересна и сложна одновременно.

Эссе третье
Татьяна Николаева в зеркале отзывов своих коллег

Татьяна Васильевна Николаева пришла в музыкальный театр в 1986 году, через год после окончания Новосибирской консерватории по классу фортепиано. Как и её коллеги по концертмейстерскому цеху, она проводит огромную кропотливую работу с солистами по вокальному репертуару театра. Кроме этой насыщенной репетиционно-постановочной деятельности, она отдаёт много своих душевных сил и времени концертно-исполнительской работе. В творческом арсенале этого профессионального концертмейстера многочисленные концерты на разных сценах города со сложнейшими сольными программами ведущих солистов и инструментальных ансамблей музыкального театра. Блестяще проявила она свои пианистические способности и на последних театральных концертах, когда солировала за роялем вместе с оркестром театра. Кроме того, в послужном списке концертмейстера Т. Николаевой в последние годы появилась и настоящая актерская роль – роль Пианистки в музыкальной драме В. Казенина «Вечные живые», которую она всегда с удовольствием исполняет за роялем на сцене поочередно с коллегой по цеху О. Зинченко. Доброжелательность и отзывчивость позволяют Татьяне Васильевне становиться также постоянным участником концертов, проводимых в «Музыкальной гостиной» Дома актёра. Кроме того, её концертно-исполнительская деятельность наполнена участием в различных конкурсах, среди которых и те, что принесли ей почетные дипломы «Лучшего концертмейстера». Это I Международный конкурс оперных певцов имени Б. Рубашкина в Омске (1993), Всероссийский конкурс оперных певцов имени Ю. Гуляева в Тюмени (1993) и Международный фестиваль-конкурс «Омская звезда-2006» в номинации «Академическое пение».

О высоком профессионализме концертмейстерской деятельности Т. Николаевой можно судить и по высказываниям её коллег из актёрского цеха, на основе которых окончательно складывается её прекрасный творческий портрет. С просьбой поделиться своими отзывами о совместном исполнительском труде я обратилась к нескольким солистам театра, как давно работающим в театре, так и молодым.

И. Трусова, лауреат международных и всероссийских конкурсов, заслуженная артистка РФ:

– С Татьяной Николаевой я сотрудничаю уже 20 лет. В списке совместных выступлений – сольные концерты, десятки различных сольных программ русской и зарубежной классики, гастрольные поездки по городам России и ближнего зарубежья, участие в Международных и Всероссийских конкурсах, а также концерты моих студентов из Музыкального училища имени В.Я. Шебалина и Государственного университета имени Ф.М. Достоевского, где я занимаюсь с ними по классу вокала. Т. Николаева достигла высокого исполнительского уровня не только как музыкант, владеющий прекрасной техникой, тонким вкусом, разнообразной палитрой оркестровых красок, но главное – как чуткий, внимательный и инициативный концертмейстер. Умение понимать с полуслова намерения солистки, мягкое фортепианное и вокальное «туше» – лучшие стороны творчества концертмейстера Т. Николаевой. Ещё одно замечательное качество Татьяны – мобильность: готовность в любой момент помочь певцу осуществить все его творческие идеи и планы.

Е. Макарова, дипломант Всероссийского конкурса имени В. Барсовой, К. Чемирзова, Ю. Харичева (почти хором):

– Очень любим нашу Татьяну Васильевну! Вокруг неё всегда собирается вся молодежь вокального коллектива театра. Отзывчивый, безотказный, умный концертмейстер, тонко чувствующий голоса. Она – замечательный музыкант и человек. Её ушам всегда смело можно доверять в том, что касается нашей так называемой вокальной «кухни». Для нас, молодежи, Татьяна Васильевна – незаменимый в театре человек!

П. Краснов, дипломант международного конкурса:

– 20 лет назад, придя в театр, я познакомился с молодой девушкой – Татьяной Николаевой, с которой поддерживаю творческие связи до сих пор. С ней мы объехали всю область и даже ближнее зарубежье. Она – концертмейстер от Бога, специалист высшего класса. Она великолепно играет с листа, транспонирует и подбирает на слух «сходу» – то есть обладает всеми теми качествами, которыми должен обладать настоящий концертмейстер. Я счастлив, что мне предоставилась возможность поделиться своими размышлениями о наших театральных концертмейстерах, потому что их порой нечеловеческий труд, который зачастую остаётся в тени, по достоинству могут оценить профессионалы, знающие этот процесс изнутри, так как непосредственно в нём участвуют. Хотелось бы приоткрыть занавес хотя бы одного дня концертмейстера. Знакомство любого музыкального произведения для исполнителя начинается со встречи с концертмейстером. Ежедневные утренние и вечерние уроки в течение одной – двух недель… Я представляю, как мы надоедаем нашим девушкам необходимостью бесконечных повторов текста для его заучивания наизусть! Я уже молчу о той силе звука, что зовётся пением (а человеческий голос может развивать громкость до 120-140 децибел)! И это в классе – в 15 квадратных метров! Да ещё по 8 часов в день! Хочется сказать огромное спасибо за их безотказность, не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них отказал в помощи, если таковая возникала. В своё свободное время они придут, останутся, помогут… Конечно же, их мобильность, высокопрофессиональное исполнительство, любовь к своей специальности – заслуживают нашей любви к ним. Мне хочется ещё раз признаться им, от лица всех коллег, в любви и уважении к той профессии, которая звучит так гордо – концертмейстер Омского музыкального театра!

Это последнее высказывание, справедливо обращенное ко всем троим концертмейстерам, можно рассматривать как заключительную оду театральному концертмейстеру. Действительно, по-настоящему этой профессии не учат ни в одной консерватории (несколько предметов дают лишь малую каплю того особого мастерства, которым должен обладать настоящий концертмейстер). Научиться профессии можно только на практике, в самом театре. Кстати, не каждый пианист, будь он даже первым виртуозом, может стать хорошим концертмейстером, потому что дело тут действительно в особом качестве игры, в способности тонко чувствовать и мыслить в единстве всего ансамбля, в умении, «растворяться» в других исполнителях, с кем концертмейстер вместе создает Музыку, восторженное зрительское восприятие которой и становится его главной наградой.