«Мне посвящалась жизнь. Это больше, чем музыка»: супруга автора музыки к т/ф «Семнадцать мгновений весны» приехала в Омск

"Вечерний Омск" от 2 ноября 2022
Автор: Татьяна Попова
В Музыкальном театре 26 и 27 октября состоялись показы премьерной постановки «Граф Калиостро» – комической оперы Микаэла ТАРИВЕРДИЕВА. Вместе с омичами спектакль посмотрела супруга легендарного композитора Вера ТАРИВЕРДИЕВА.

Камерно и мило

Омский музыкальный стал вторым в истории театром, который обратился к опере «Граф Калиостро». Действие спектакля происходит в советском музее-усадьбе: драматург Николай Кемарский и композитор Микаэл Таривердиев поместили в новые реалии героев рассказа Алексея Толстого, сохранив сюжет. Главным героем стал музейный сотрудник – немного нелепый и неуклюжий вчерашний студент Алексей Федяшев (Кирилл КИРИЛЛОВ, Андрей ТУЛЬНИКОВ), при создании образа которого авторы спектакля вдохновлялись гайдаевским Шуриком. Алексей влюбляется в портрет прекрасной Прасковьи Петровны (Иванна МИЛОСЕРДОВА, Юлия СОЛОВЬЕВА), а великий маг Калиостро оживляет образ на портрете, вот только материализовавшаяся возлюбленная оказывается далека от того идеала, к которому воспылал чувствами Федяшев… А истинная любовь все это время, оказывается, находилась совсем рядом.

Режиссер-постановщик, он же главный режиссёр театра Александр ЛЕБЕДЕВ выбрал камерный формат и не прогадал: максимальное приближение зрителя к сцене создает эффект погружения в пространство истории и усиливает комический эффект. Спектакль мил своей незатейливостью; отсутствие излишних премудростей режиссуры, аккуратно сделанные спецэффекты и харизматичность мага в исполнении Джени ОКРОПИРИДЗЕ добавляют ему прелести.

«Мне посвящалась жизнь…»

Супруга композитора, руководитель фонда Микаэла Таривердиева, музыковед Вера Таривердиева посмотрела оба показа спектакля и выразила надежду, что опера надолго останется в репертуаре театра. Впрочем, судя по успеху у публики первых четырех показов премьеры (еще два прошли в июле), надеждам суждено сбыться.

– Впервые опера «Граф Калиостро» была поставлена Борисом Покровским и многие годы шла в Камерном театре – и это была единственная постановка, она больше не ставилась нигде, Омский музыкальный театр взялся за нее вторым. И мне кажется, что спектакль получился живой, а сама постановка – связанной кровными узами с постановкой Покровского, решение оперы тоже камерное.

Впечатления у меня очень неплохие, мне нравится то, что режиссер в этой постановке отталкивался от идей Покровского, – поделилась Вера Гориславовна после просмотра омского спектакля. – Есть, конечно, вопросы, но любая опера, любая постановка требует большего количества прокатов, чтобы все встало на свои места. И я надеюсь, спектакль сохранится в репертуаре и будет востребованным.

– А почему он больше нигде не ставился, у Покровского была монополия на эту оперу?

– Нет, другие театры не обращались. Почему – трудно сказать, может быть, потому, что у Покровского была идеальная постановка этой оперы.

– Вера Гориславовна, а какое из произведений Таривердиева сейчас самое ставящееся по России?

– Моноопера «Ожидание». Во-первых, потому что она и в театре ставится, и звучит в концертном исполнении – такую оперу, написанную для одного артиста, достаточно просто выразительно исполнить, чтобы донести адекватно содержание этого произведения. Тогда как «Граф Калиостро» требует какого-то разыгрывания и участия многих.

– Пользуясь возможностью общения с вами, хочу спросить о Микаэле Леоновиче не только как о композиторе, но и как о человеке. Может быть, поделитесь самыми яркими воспоминаниями о его личности?

– Не случайно автобиографическая книга Таривердиева, которую мы создавали вместе и в которой собраны и мои воспоминания о нем, называется «Я просто живу» – это заявление его философии жизни, его отношения к жизни. Но его трудно представить без музыки, потому что музыка – это продолжение его личности. Мои собственные впечатления тоже в значительной степени связаны с тем, как создавалась музыка, как он в музыке жил.

– Кстати, как она создавалась? Могла ли родиться моментально, по вдохновению?

– Вот именно так она и рождалась. Он записывал ту музыку, которую слышал. Он же очень много работал в кино, и это была как его творческая лаборатория – 132 фильма все-таки. Но он всю жизнь писал другую музыку: вокальные циклы, оперы, балеты, органную музыку. И это все происходило на моих глазах.

Например, симфония для органа «Чернобыль». Мы были в Чернобыле в сентябре 1986 года, то есть через четыре месяца после аварии, Микаэл Леонович выступал перед ликвидаторами. Он не собирался ничего писать, но у него 87-й год был довольно сложный: ставился его балет «Девушка и Смерть», который за неделю до премьеры был снят с постановки. И это для него были очень серьезные переживания. И очень яркие впечатления от Чернобыля наложились на переживания, связанные с балетом, – и мгновенно симфония пришла целиком. Он сел и сыграл ее, как это часто делал. Точно так же появились Концерт для альта, Второй концерт для скрипки – это на моих глазах было, когда он садился за инструмент и просто играл произведение от и до, записывал импровизацию на магнитофон. А позже садился за письменный стол и создавал партитуру по памяти, иногда проверял себя, обращаясь к магнитофонной записи.

– Одно дело, когда жизненные впечатления вдохновили, и другое дело – работа в кино, когда нужно писать по заказу. Как Таривердиев принимал решение, участвовать или нет в проекте?

– Свою работу в кино Микаэл Леонович начинал с чтения сценария и искал свой подход. Долго не давал согласия работать с Лиозновой над «Семнадцатью мгновениями весны», прочтя сценарий. Просто незадолго до этого у него был ещё один шпионский фильм, «Судьба резидента», и ему еще раз писать музыку к фильму о шпионе не хотелось. До тех пор, пока не нашел эту тему далёкой родины – тему ностальгии, воспоминаний. И только тогда дал Лиозновой свое согласие. Все и всегда он превращал в лирическое и камерно-интимное. «Семнадцать мгновений весны» – какой была бы эта картина, если бы не эта музыка? Он придал лирическую интонацию фильму о разведчике.

– А как реагировал на большую популярность своих произведений, не надоедало ли ему все время слышать их по радио?

– Было такое, раздражался. Потому что он хотел, чтобы органная музыка звучала по радио, а не бесконечные «17 мгновений весны». Именно для этого, чтобы заявить миру Таривердиева как композитора для органа, был задуман Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. С 1999 года он каждые два года проходит, и произведения Таривердиева входят в обязательную программу этого конкурса.

– Вера Гориславовна, а вам посвящалась музыка?

– Мне посвящалась жизнь. Это больше, чем музыка.

Источник: https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/premeru-omskogo-teatra/