«Лебединое озеро» 2.0. Новая версия балета для старта театрального сезона

"Аргументы и Факты в Омске" от 17.09.2021 15:23
Автор: Валерия Загорская

В репертуаре омского музыкального театра после семилетнего перерыва вновь появился балет «Лебединое озеро».

Омск любит классику

Появление нового спектакля было делом времени. Предыдущая постановка 1989 года устарела, декорации обветшали, костюмы перестали привлекать внимание… Тем не менее «Лебединое озеро» 2021 года нельзя считать реанимацией старой версии. Это совершенно новый спектакль, в котором восхищает всё: артисты, их костюмы, декорации и, конечно же, музыка. По словам балетмейстера-постановщика Надежды Калининой, именно классической версии «Лебединого озера» не хватало омскому зрителю.

«Классика всегда привлекает и будет привлекать зрителей в театр. «Лебединое озеро» – один из самых зрелищных спектаклей, известных во всём мире, поэтому делать его авторским мне не хотелось, – сказала Надежда Станиславовна. – Новая редакция спектакля сильно отличается от предыдущей. Были добавлены некоторые сцены, увеличилось количество выходов чёрных лебедей, кардинальные изменения в хореографии, сценографии и режиссуре, решён иначе финал: принц Зигфрид спасает Одетту от злого колдуна Ротбарта».

Художник-постановщик Сергей Новиков на протяжении 10 лет успешно работает с главным балетмейстером омского музыкального театра Надеждой Калининой. Не первый год омичей и гостей города восхищают балеты «Золушка» и «Идиот», опера «Евгений Онегин» и другие спектакли. Опыт постановки «Лебединого озера» у творческого тандема тоже есть – в 2019 году в США. По словам художника, омская версия балета не повторяет американский спектакль.
«Мы прекрасно понимали, что работаем над классическим спектаклем, который должен жить очень долго. Главной задачей было сделать спектакль очень качественный, лёгкий, красивый и интересный для зрителя, – поделился Сергей Новиков. – «Лебединое озеро» - сказка, поэтому на сцене театра родился придуманный волшебный мир, в котором есть добрый принц и злой волшебник, лебеди превращаются в прекрасных девушек, а добро побеждает зло».
________________________________________
«Лебединое озеро» - это и жажда жизни, и надежда на счастье, и воспевание идеала красоты.
________________________________________
Это трепетная и прекрасная история, наполненная препятствиями и испытаниями, подстерегающими юных влюблённых. Романтическая легенда о любви принца Зигфрида к сказочной деве Одетте, околдованной злой силой расскажет о том, как большое и сильное чувство побеждает колдовское заклятие.
Всё волшебно

Если кто думает, что классический балет – прекрасное снотворное, тот сильно ошибается! Спектакль смотрится на одном дыхании и оставляет необычное послевкусие, этакий коктейль из ярких образов, романтичной музыки, ощущения полёта и лёгкого флёра сожаления, что сказка всё-таки закончилась.
В этом балете всё волшебно: декорации, свет, музыка, персонажи. На глазах зрителей Одетта превращается в белого лебедя, а злой колдун – в ворона, маленькие лебеди исполняют свой знаменитый танец, а Одиллия – дьявольские 32 фуэте на балу в замке Зигфрида. Каждое па, жесты, позы артистов – это каскад чувств и эмоций.
Омская версия балета не повторяет американский спектакль. Фото: Омский государственный Музыкальный театр

По словам ведущей солистки балета омского музыкального театра Екатерины Жигаловой, все репетировали много, долго и упорно. Екатерина в «Лебедином озере» исполняет ведущую женскую партию принцессы Одетты и Одиллии.

«Лебединое озеро» - это мечта каждой балерины, так как этот спектакль считается жемчужиной классического балета, хотя партии сложны в исполнении физически, технически и эмоционально», – рассказала балерина.
Артисты просмотрели многие отечественные и зарубежные постановки этого балета, искали то, что поможет им понять своих героев, вжиться в роль. По словам Екатерины Жигаловой, понимание образа Одетты-Одиллии пришло не сразу, но результат восхищает!

Для ведущей солистки балета Нины Маляренко, новая постановка «Лебединого озера» не первая. В Новосибирске она начала с кордебалета, дошла до партии Па-де-труа, больших лебедей, сейчас удостоена части исполнять Одетту и Одиллию, белого и чёрного лебедя, два совершенно разных образа. Белый лебедь в исполнении артистки – неземное создание, чистое, светлое, хрупкое, в отличие от черного лебедя, дерзкого и коварного.
По словам балерин, грани характеров персонажей приходилось искать, порой, очень долго, чтобы прочувствовать их, так как Одетта и Одиллия – это не только внешняя оболочка, они ещё несут какие-то эмоции, образ оживает, только когда вкладываешь в него душу.

Отдельная тема – костюмы. Белые лебеди традиционно в пачках. К слову, их по спецзаказу отшивали в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Художник Сергей Новиков придумал для каждого «лебединого» костюма свой орнамент, выполненный вручную мастерами «Мариинки».

Образ злодея Ротбарта дополняют большие, массивные крылья и шапка, напоминающая клюв хищной птицы. Ротбарт и есть птица – во время битвы с Зигфридом он превращается в ворона. По словам исполнителя партии Ротбарта Александра Шеверова, костюм просто потрясающий, но артисту пришлось долго привыкать к крыльям, чтобы они во время прыжков перестали жить своей жизнью и стали с персонажем одним целым.

В омском музыкальном театре стало традицией участие в балете солистов-вокалистов. Так, в «Идиоте» старого аристократа играет Владимир Миллер, в «Золушке» в роли продавца механических танцоров можно увидеть Константина Черных, в образе короля – Антона Завьялова. В «Лебедином озере» не стали нарушать традицию: королеву играют Ирина Завьялова и Виктория Якименко.

«Лебединое озеро» открывает новый, юбилейный, сезон омского музыкального театра. В театре уверены, что этот балет останется в репертуаре на десятилетия.

Источник: https://omsk.aif.ru/culture/lebedinoe_ozero_2_0_novaya_versiya_baleta_dl...