Балетный рай. Сергей Флягин рассказал о своей жизни и танце

"Аргументы и Факты в Омске" от 24/05/2017
Автор: Ксения Белодедова

Ноги, стёртые в кровь, ежедневные репетиции в балетном классе, профессиональные травмы и другие трудности, Сергея Флягина, заслуженного артиста России, совсем не пугают, потому что балет - его любовь. Накануне 70-летия Омского государственного Музыкального театра, omsk.aif.ru пообщался с Сергеем Флягиным, у которого в трудовой книжке только одна запись.

В одном театре

Ксения Белодедова, «АиФ-Омск»: С чего у вас началось увлечение балетом?

Труппа омского музыкального театра стала обладателем главной награды фестиваля. Лучшим спектаклем года в Омске стал балет «Идиот» Сергей Флягин: Моя мама занималась балетом в Омске. Она очень хорошо танцевала, и ей сказали, что её примут учиться в Новосибирское хореографическое училище без экзаменов, но её мама не отпустила в другой город. На этом хореографическая карьера закончилась. Она окончила музыкальное училище имени В.Я. Шебалина по классу фортепиано и теории музыки, а свою мечту стать артисткой балета воплотила во мне. Я танцую с 4-х лет. Мой отец был военнослужащим, поэтому мы часто переезжали и жили в разных городах. В хореографическое училище я поступил в Улан-Удэ. Там я прожил пять лет в общежитии, потому что отца снова перевели в другой город, а я хотел окончить учёбу. В результате я получил профессию «артист балета».

- Как вы оказались в Омске?

Омские музыканты посвятят выступление балерине Майе Плисецкой - Мои родители омичи, и мы часто ездили в Омск к дедушкам и бабушкам. Во время одной из поездок мы зашли в Музыкальный театр, и меня показали главному балетмейстеру Станиславу Колеснику. Он сказал, что я могу прийти работать в театр, поэтому после окончания училища я приехал в Омск. 9 сентября 1993 года я официально стал артистом балета Омского государственного музыкального театра. Вся моя карьера сложилась здесь. Считаю, что не нужно бегать с места на места, как сейчас многие делают. Кто-то гонится за рублём, кто-то за поездками, не думая о будущем. А ведь каждому нужно место, где он мог бы спокойно работать и строить свою профессиональную карьеру. К тому же, век артиста балета короток – у нас есть всего 20 лет, за которые можно что-то успеть… К 40 годам мы уходим на пенсию.
-Чтобы стать артистом балета, нужны особые данные?

- Знаете, у кого есть природные балетные данные, те как правило, ленятся. Это такой закон подлости, наверное, - кто может, тот не хочет. А у меня практически ничего не было, - только музыкальный слух, артистичность и хороший прыжок. Всего остального я добился своим трудом. Надо отдать должное моей маме, которая меня постоянно заставляла работать над собой.

- Помните свой первый спектакль?

- Честно говоря, свой первый спектакль точно не помню. Когда я пришёл в театр, я сразу попал во «взрослую» среду, где меня прозвали «малым». Мне повезло с коллегами, которые были не начинающие артисты, как я, а именитые, например, Виктор Тзапташвили, Олег Карпович, Наталья Торопова, Зухра Останкова, Елена Шихова. Были у меня и прекрасные педагоги – Людмила Кондрашова, Александр Шелемов и балетмейстер – Станислав Колесник. Я старался учиться у мастистых артистов. Конечно, сразу у меня не было сольных партий, да и не мог я их танцевать, потому что многого не умел. Начинал я рядовым артистом, танцевал вместе со всеми. А ведущим, я стал можно сказать, случайно. Самым значимым спектаклем для меня стал «Щелкунчик». Ещё в училище я танцевал этот балет. А в театре, случайно узнав об этом, ведущая артистка балета Вера Фильянова, предложила руководителю балетной труппы, мою кандидатуру. А вообще, сначала у меня были премьеры почти каждый день, и это было своего рода праздником, как для меня, так и моих коллег по творческому цеху. Ведь мы заняты не только в балетных спектаклях, а также в хореографических номерах опер, оперетт и мюзиклов.

-То есть артисты балеты отмечают что-то как обычные люди?

- Конечно! От всех остальных мы отличаемся только тем, что работаем в праздники. У нас единственный выходной – понедельник.

- Расскажите, каков типичный день артиста балета?

- Наш рабочий день длится 8 часов. Каждый день мы приходим в театр к 10 утра к балетному станку, кроме понедельника. Любой хореографический коллектив не может обойтись без таких ежедневных репетиций. Мы обязаны держать себя в форме. В 11.00 у нас начинается работа с кордебалетом, а после в 13.00, с солистами. Далее до 17.00 перерыв, и затем вечерний спектакль или репетиция. За 45 минут до начала представления мы обязаны быть на рабочем месте, чтобы привести себя в порядок, разогреть мышцы и нанести грим.

Искусство и «доширак»

-О том, что едят артисты балета, ходят легенды. Как вы питаетесь?

- Я ем всё. А вообще мужчинам желательно питаться хорошо. У нас непостоянный график, и обедать в одно и то же время нам сложно. Как правило, мы утром и днём почти не питаемся, и наедаемся только вечером. Перед спектаклями много не съешь, иначе будет тяжело. На диете не сидим. За один спектакль я могу сбросить килограмм - полтора. Во время подготовки постановки балета «Шинель» я сбросил за полтора месяца килограмма четыре... Вообще, в еде я непривередлив, могу обойтись и «чойсом». Девушкам сложнее, потому что их нам поднимать. Заслуженная артистка России Наталья Торопова, с которой мы много танцевали, за неделю до спектакля сидела почти на одной воде, чтобы было легко партнёру.

-Расскажите о своей жене, как вы познакомились?

- Моя супруга не артистка балета, и это хорошо, потому что большой риск и героизм выдержать на протяжении всего творческого века жену или супруга – артиста балета. Конечно, есть такие пары, но это тяжело. Правда, работаем мы вместе – руководим одним творческим коллективом. Лена мне благодарна, что я привёл её в мир балета, и думаю, что какие-то нюансы она теперь понимает даже лучше меня. Я всегда прислушиваюсь к её мнению и считаю её бойцом невидимого фронта. Вместе мы уже 13 лет, нашему сыну Серёже - 9 лет.

-Вспомните какие-нибудь забавные случаи, которые происходили с вами на сцене.

-О, их было много! Забавный случай был на оперетте «Королева чардаша», когда надо мной подшутили артисты мужского балета. В спектакле есть момент, где все артисты должны были сделать поклон и уйти за кулисы. Но мне сказали остаться с народной артисткой России Валентиной Шершнёвой, подать ей руку и уйти вместе с ней, что я и сделал, но она на меня удивлённо посмотрела, как бы говоря «что стоишь, иди отсюда». Я поворачиваюсь в сторону кулис и вижу, как там все стоят и надо мной смеются. Часто бывает, что на заднем плане во время спектакля кто-то проходит. Как-то раз во время исполнения адажио в балете «Лебединое озеро» прошла уборщица в камуфляжной одежде. При этом она даже не смотрела в зал, а просто шла и что-то подметала. Сейчас строже за этим следят, а раньше неопытные сотрудники часто могли пройтись по «заднику» во время спектакля. Но такое случается во многих театрах.

-Где в Омске дети могут заниматься балетом?

- Я считаю, что Омск – театральный город. У нас много театров и творческих студий. Есть в городе и школы искусств, в которых есть хореографическое направление. Правда, лучше, чем в профессиональном балетном училище, артиста нигде не подготовят. В Омске, к сожалению, его нет. У меня есть своя театр-студия балета, в которой я занимаюсь с детьми и подростками. Кто-то считает, что балет – это «ад», но для меня это «рай», потому что я могу сказать, что состоялся как артист! Думаю, что в будущем моему сыну будет приятно похвастаться своим папой.

Источник: http://www.omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/baletnyy_ray_sergey_flyag...