Актёры на все времена

Лина ТУМАНОВА
«Омск театральный», Апрель 2009

В этом году Омский областной фестиваль-конкурс «Лучшая театральная работа», организаторами которого являются Министерство культуры Омской области и Омское отделение Союза театральных деятелей России, проводится пятнадцатый раз. С вполне очевидной гордостью можем констатировать, что наш фестиваль – ровесник национальной театральной премии «Золотая маска». Омский актёрский конкурс профессиональных театральных работ (у смотра самодеятельных коллективов свой отсчет времени) стартовал в 1994 году, как и столичный ежегодный смотр российских театральных достижений. За годы, прошедшие со времени его основания, конкурсная основа претерпела значительные изменения.

Есть какие-то непреложные факты в достаточно длительной и небесконфликтной истории присуждения премий за творческие работы. К ним можно отнести то, что первым лауреатом Омского смотра-конкурса на лучшую актёрскую работу (так тогда именовалось творческое соревнование) стал по-настоящему блестящий артист – Юрий Ицков. Звания лауреата премии, которая с самого начала носила имя народного артиста СССР А.И. Щёголева, он был удостоен за роль Паолино в спектакле академического театра драмы «Человек, животное и добродетель» Л. Пиранделло. Ныне народный артист России Юрий Ицков работает в Санкт-Петербурге, снимается в кино.

В следующем конкурсе обладателем этой же престижной премии стал также актёр академического театра драмы – Андрей Никитинских за роль Кисельникова в спектакле по А.Н. Островскому «Пучина». Теперь он тоже обосновался в северной столице.

Сложнее дело обстояло с премией за лучшую женскую роль имени народной артистки России Т.А. Ожиговой: первые два года она не присуждалось, поскольку не было ярких ролей формата этой награды. Только в сезоне 1996-97 годов случилась такая работа, и первым лауреатом ожиговской премии стала замечательная актриса «Пятого театра» Лариса Гольштейн, удостоенная лауреатского звания за роль Сони в спектакле «Три визита доктора Астрова» по А.П. Чехову. В том же сезоне лучшей мужской ролью был признан Вили Кларк, сыгранный актёром театра «Галёрка» Юрием Гребнем в спектакле «Весельчаки» по пьесе Н. Саймона В конкурсе 1997 года впервые были введены две номинации – за творческие достижения в искусстве музыкального театра и кукольного театра. Первыми лауреатами в них стали балерина музыкального театра заслуженная артистка РФ Наталья Торопова и актёр театра куклы, актёра, маски «Арлекин» Валерий Исаев (кстати, за моноспектакль «Вертепщик», который в следующем году получил две «Золотые маски»).

Тогда же, в 1997 году, была введена почётная номинация «Легенда омской сцены», и первыми обладателем лауреатского звания стали две великолепные актрисы музыкального театра – заслуженные артистки России Надежда Андреевна Блохина и Маргарита Артуровна Лаврова. Затем «легендами» были увенчаны народная артистка России Елена Ивановна Псарёва, заслуженные артистки России Елена Александровна Аросева, Евфалия Александровна Дёмина, Надежда Владимировна Надеждина, Капитолина Георгиевна Барковская, Вера Георгиевна Канунникова, Елизавета Николаевна Романенко, народный артист РФ Георгий Валерьянович Котов, заслуженные

артисты РФ Эдуард Семёнович Ураков, Юрий Васильевич Музыченко, Георгий Салеидзе, Игорь Викторович Варнавин, заслуженные работники культуры РФ Любовь Иосифовна Ермолаева и Игорь Владимирович Абрамов, артисты музыкального театра Сергей Григорьевич Хворостяной и Владимир Леонидович Тавровский. В этом году лауреатом в номинации «Легенда омской сцены» стала актриса и режиссёр Зинаида Николаевна Костикова.

С 1999 года конкурс обрел фестивальный формат: стали проводиться специальные просмотры лучших работ, формировалась афиша, в состав жюри приглашались театральные критики Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Томска, стали готовиться специальные церемонии вручения премий лауреатам.

В 2001 году в фестивале-конкурсе появилась новая номинация – «Лучший спектакль года», и так вышло, что два года подряд лауреатами в этой номинации становились творческие коллективы «Пятого театра», создатели спектаклей «Кавказский меловой круг» и «Женитьба», позже, по итогам 2005 года, лауреатом стал спектакль «Пятого тетра» «Dostoevsky.ru». Лучшими постановками были признаны «Король умирает» и «Утиная охота» в академическом театре драмы. В ходе присуждения этой премии случались неожиданности. Так, по итогам 2006 года в главных номинантах оказались две постановки Омского музыкального театра при том, что большая работ фестивальной афиши всегда представлена драматическими спектаклями. И лауреатом стал мюзикл «Свадьба Кречинского». Также непредсказуемой оказалась победа тарского театра в прошлом году. Постановка «Весенние побеги» в Северном драматическом театре имени М.А. Ульянова явила крепкую режиссуру, отличную сценографию, выразительное музыкальное решение и целый ряд ярких актёрских работ – словом, всё то, что соответствует понятию «лучший спектакль».

С 1994 года лауреатами Омского областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа» стали более ста актёров, режиссёров, солистов оперы и балета, художников, авторов музыкального оформления театральных спектаклей. Многие деятели театра были удостоены этого звания неоднократно. И хоть лауреатами они становились за ту или иную работу, созданную в спектакле конкретного года, на самом деле большинство замечательных омских артистов, которых любят зрители, отмечают своим вниманием театроведы и критики, из породы актёров на все времена. Огромное им спасибо и низкий поклон – за талант, душевную щедрость, профессиональную честность и бесконечную преданность театру.