К 100-летию Виктора Лаврова

23 ноября исполнилось бы 100 лет одному из наиболее ярких и талантливых мастеров омской сцены – актёру и главному режиссёру Театра музыкальной комедии заслуженному артисту РСФСР Виктору Лаврову.

Виктор Дмитриевич Лавров /23.11.1920 – 15.03.1971/ – человек-легенда, проживший крайне сложную, но яркую и насыщенную жизнь, отданную служению Театру! О блистательной, но трагической судьбе Виктора Лаврова написаны книги, снят фильм. Несмотря на отпущенный ему столь малый срок жизни, он оставил очень яркий и памятный след в истории театральной культуры Омска и всей страны.

Как блестящий актёр Виктор Лавров покорял зрителей своим необычайным обаянием и шармом в классических партиях известных оперетт и меткой характерностью образа в современных спектаклях. Талант руководителя и новаторски мыслящего режиссёра, особенно ярко раскрылся, когда он возглавил в 1960-е годы Омский театр музыкальной комедии. Виктор Дмитриевич проводил огромную работу по укреплению имиджа театра и активно сотрудничал с композиторами. Он не раз добивался права первой постановки их новых произведений. Среди таких: «Особое задание» А. Новикова, «На крыльях мечты» Ф. Мартынова, «Таинственная незнакомка» Н. Минха и др. Лавров добился разрешения автора и разработал сценарный план для новой оперетты «Василий Тёркин», которую поставить уже не успел. Поиски новых форм и жанров сценического творчества привели к появлению в репертуаре Омского театра первых детских спектаклей, а также сказочной оперы и балета. Однако до своей главной мечты – перехода Омской музкомедии в синтетический Музыкальный театр – он, к сожалению, не дожил… 

Фотогалерея: К 100-летию Виктора Лаврова
 

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Виктор Дмитриевич Лавров родился 23 ноября 1920 года в семье священника в Маньчжурии (Китай). В 1937 году окончил с серебряной медалью Маньчжурскую русскую гимназию, а в 1940-м – коммерческий факультет Северо-Маньчжурского университета, получив звание кандидата Коммерческих наук. Однако актёрское призвание проявилось достаточно рано, и уже с 1938 года он выступал на сцене сначала театра «Модерн», а затем Театра драмы в г. Харбины под сценической фамилией Турчанинов. В августе 1945 года в числе других русских эмигрантов был арестован и до 1954 года находился на тяжёлых работах в лагерях Урала и Воркуты. Долгое время ничего не знал о судьбе жены и дочери, которые, считая его погибшим, переехали в Австралию. Лишь в поздние годы, узнав, где они, он мечтал о встрече с дочерью, что, к сожалению, так и не осуществилось. 

Благодаря актёрскому таланту в тяжёлые годы ссылки Виктор Лавров получил возможность работать на сцене Воркутинского музыкально-драматического театра. Там встретил и обрёл семейное счастье с юной Маргаритой Рейзвих. После реабилитации с 1956 года супруги Виктор и Маргарита Лавровы работали в Воронежском театре музыкальной комедии, а с 1960-го, за исключением двух лет, проведённых в Новосибирске (1962-1964), родным домом для них стал Омский театр. В 1961 году Лавров окончил театроведческий факультет и аспирантуру при ГИТИСе по специальности «Режиссура». В своей дальнейшей работе он успешно совмещал актёрскую профессию с режиссёрской, поставив только на омской сцене более 25 спектаклей.

С 1965 года Виктор Дмитриевич возглавил Омский театр музыкальной комедии в должности главного режиссёра. Проводил огромную работу по обновлению репертуара Омского театра, пользовался огромным авторитетом в стране, пропагандируя творчество современных композиторов. К сожалению, многое из задуманного осуществить не успел. Работая на лесоповале и в шахтах Воркуты, Виктор Лавров сильно подорвал своё здоровье. 15 марта 1971 года его не стало.

 

Фрагменты из III главы книги И. Никеевой «Омский Музыкальный: рождение традиций» (Омск, 2017):

  • «Назначение нового главного режиссёра состоялось 8 августа 1965 года, когда коллектив театра только перебрался в г. Серов для продолжения своих летних гастролей. «На основании приказа областного Управления культуры с 8.VIII – с.г. назначить на должность гл. режиссёра т. Лаврова Виктора Дмитриевича», –  такой текст появился на Доске объявлений Дворца культуры 9 августа. К новому назначению работники театра отнеслись очень хорошо, так как Лавров уже зарекомендовал себя в театре не только как талантливый актёр, но и как яркий мыслящий режиссёр, стремящийся к предельно качественному результату. Своей обаятельной улыбкой, добрым справедливым сердцем и профессиональным отношением к работе он сразу расположил к себе всю труппу театра. <…>
  • Первым приказом нового режиссёра стало «Распоряжение по творческому составу Омского театра музыкальной комедии», изданное уже 21 августа 1965 года в г. Кирове, куда переехал коллектив к тому времени. Это официальное по названию распоряжение объёмом в две с половиной страницы носило, скорее, характер размышления режиссёра о творческом состоянии репертуара театра: «Мы не имеем права выпускать спектакли неполноценными, на низком профессиональном уровне. Это – неуважение к зрителю, это – неуважение к своему театру». В этом предписании Лавров сразу чётко обосновал свою позицию бескомпромиссного отношения к вопросам, касающимся профессиональной деятельности. По мнению главного режиссёра, «только уровень творческого мастерства должен быть главным критерием при назначении актёров на роли». <…>
  • Первое время Лавров как бы входил в новую должность, оставаясь при этом в большей степени ещё актёром. Однако, начиная со следующего сезона, он полностью перешёл к своим режиссёрским обязанностям, хотя всегда с радостью выходил на сцену в ролях своих любимых героев из разных оперетт, а также, по возможности, осваивал и новые» /с. 177-178/
  • «Исторический сюжет («На рассвете») требовал от постановщиков скрупулёзной работы над каждой ролью и общей драматургией спектакля. Все участники постановочной группы – В. Лавров, Д. Бархатов, Б. Венцковский, В.Тулупова, М. Логвинова, Т. Поспелова – стремились максимально преодолеть некоторую «разорванность» сюжетной линии, которая, по мнению критики, всё же осталась в спектакле. В целом, новая постановка была названа успешной и запомнилась зрителям великолепной музыкой и яркими актёрскими работами. <…> Известный по фактам истории яркий актёрский талант легендарного революционера Григория Котовского, появлявшегося не раз во вражеском стане под чужой маской, блестяще показал в спектакле Виктор Лавров, который «продемонстрировал публике свои незаурядные возможности перевоплощения. <…> Крупный жест, волевая интонация, пластическое и в какой-то мере вокальное решение образа, наконец, безусловное внешнее сходство с Котовским…» (И. Мельникова, В. Карнаухов «Доброе слово зрителя» //«Омская правда»,10 декабря 1966) /с.188-189/                                
  • «Огромную работу по созданию достоверности исторических реалий, которых в спектакле («Белая ночь», 1968) было немало, провёл руководитель постановки Виктор Лавров. Как обычно, в подготовительном творческом процессе ярко проявлялся его режиссёрский талант. Особый подход к созданию целостной концепции образов помнили все работавшие с ним актёры. По воспоминаниям ветерана Омского государственного музыкального театра заслуженного артиста РФ Игоря Викторовича Варнавина, «он придавал очень большое значение чтению пьесы, считая это совершенно необходимым этапом работы актера над ролью, поэтому часто вызывал к себе в кабинет по одному и садился читать с ним его роль <…> Почему? Потому что каждый актёр индивидуален и чувствует по-своему, и режиссеру нужно выстроить спектакль в целом. Он видит весь спектакль и ведет артиста по общей канве» («Игорь Варнавин: «Я с удовольствием играю во всех спектаклях»// «Омск театральный». - № 15 (37), декабрь 2008. - С. 40) <…> «Очень живописно описал игру Виктора Лаврова в «Белой ночи» ветеран театра артист оркестра Владимир Тавровский: «В сцене отравления он, обессиленный, сваливался на пол и замирал. Участники «отравления» Пуришкевич и другие, вздохнув, вытирая пот с лица, начинали расходиться. Вдруг Распутин внезапно вскакивает во весь свой громаднейший рост, с громоподобным страшным криком: «Ааа!!! Убить хотели!!!» Все со страху убегали прочь. Публика и музыканты в оркестре вздрагивали от внезапного вагнеровского форте в его крике!» (В. Тавровский «Юбилейные зарисовки и…». -Омск, 1998. - С. 14) /с.197-198/
  • «Самым ярким событием сезона 1967/68 годов, ставшим вместе с премьерой оперы-сказки «Красная шапочка» новой страницей в истории театра, была постановка первого балетного спектакля.  <…> …Буквально через несколько дней после премьеры балета «Снежная королева», в театре вышел исторический по значимости приказ № 80, где высоко оценивались последние достижения, осуществлённые «в целях развития намеченного плана и постепенного перехода в театр музыкальный, в репертуаре которого помимо основных спектаклей оперетты, будут ставиться оперные и балетные спектакли». Заметим, что дата выхода этого приказа – 30 апреля 1968 года!» /с. 201/
  • «Лицо» театра в обеих гастрольных поездках (гг. Калининград, Минск) активно представлял главный режиссёр Виктор Дмитриевич Лавров, неоднократно размещавший на страницах областных газет свои статьи с характеристикой работы и традиций Омского театра. Конечно, и сам режиссёр, являвшийся постановщиком многих спектаклей, находился под пристальным вниманием прессы. «Режиссерский почерк Лаврова отличается вдумчивостью, его работы говорят о приверженности к новым концепциям, к новым истолкованиям в старом репертуаре, к живым взаимосвязям драматического действия и музыки в новых постановках. (Л. Марков «Новое в старом жанре» // «Калининградская правда», июль 1970). Кроме того, в Калининграде было опубликовано большое интервью с Виктором Дмитриевичем внештатного корреспондента газеты «Страны Балтики» Л. Гринберга, который главную направленность репертуарной политики театра вынес в название материала:  Л. Гринберг «Лаборатория советской оперетты» («Страны Балтики», 7 июля 1970). Очень важно, что этот почётный титул Омская музкомедия своей работой сумела в очередной раз уверенно подтвердить». /с.216/