Герои Музыкального

В преддверии празднования 75-й годовщины Победы рассказываем о творческих работниках театра, ветеранах Великой Отечественной войны.

В Омском музыкальном театре работало немало людей, наяву знавших, что такое война. Среди них были и артисты Александр Липатов, Пётр Бархаш, Леонид Мелиссов, Павел Цуцура, Юрий и Надежда Блохины, Александр Романычев, Юрий Дмитриев, и артисты балета Евгения Мартэн, Валентина Тулупова, Павел Юшкевич, и артистка хора Нина Курочкина, и главный режиссёр театра Арнольд Паверман, и работники художественно-постановочных цехов – Борис Кравец, Владимир Белоусов, Павел Ремизов и другие. Многие из них впоследствии отдали служению Омскому театру не один десяток лет.

 

БЛОХИНА Надежда Андреевна /02.12.1922 – 12.09.2011/

Заслуженная артистка РСФСР, Почетный гражданин Омской области, Кавалер Ордена дружбы, «Легенда Омской сцены». Солистка-вокалистка театра. С 1942 по 1945 гг. – участница фронтовых бригад по обслуживанию войск Брянского и Воронежского фронтов.​

Годы юности совпали с тяжелыми испытаниями военного времени. В 1941 году работала в эвакогоспитале № 1112 г. Мичуринска. В период с 1942 по 1945 годы выезжала в составе фронтовых бригад с концертами на Брянский и Воронежский фронты. Искусство совсем юной тогда актрисы было отмечено благодарностями командования, а также личной грамотой и благодарностью маршала К.К. Рокоссовского. После окончания войны Надежда Блохина служила в Военном ансамбле 43-й Армии (г. Белосток, Польша), а затем вернулась в родной город и училась в студии при Мичуринском драмтеатре, одновременно работая артисткой сначала вспомогательного состава, а затем актрисой Русского драматического театра г. Клайпеда Литовской ССР. В 1949 году была приглашена в Омский театр музыкальной комедии, которому прослужила почти 60 лет! За долгие годы творческой работы Надежда Андреевна создала более 160 ярких по эмоциональному колориту сценических образов. Блохина с успехом играла женщин с различными судьбами и характерами. Она была блистательной и в больших ролях, и в небольших эпизодах, обладала выразительным индивидуальным художественным почерком и блестящей исполнительской техникой. Сыграла множество ролей лирических и комедийно-характерных героинь, но особенно ей удавались образы простых женщин в музыкальных спектаклях о войне, глубокие психологические, полные внутреннего драматизма. (Солдатская мать из «Василия Теркина» А. Новикова, Варвара Капитоновна из «Вечно живых» В. Казенина). Надежда Андреевна всегда принимала активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи и военнослужащих. Многократно посещала с концертами различные учебные заведения, военные гарнизоны и даже в возрасте 74 лет выезжала с бригадой артистов театра в период боевых действий в Чеченскую Республику (1996). За значительные заслуги в сохранении и развитии российского культурного наследия Н. Блохина неоднократно награждалась дипломами и медалями, в числе которых и награды за военно-патриотическую работу – медаль «Г.К. Жукова», «За культурное шефство над Вооруженными Силами», «55 лет Победы в Великой Отечественной войне», «За службу на Северном Кавказе», «За отличие в службе МВД» II степени, «Ветеран труда», орден «Дружбы», нагрудный знак «Фронтовик 1941–1945 гг.» и многие другие награды.

 

ТУЛУПОВА Валентина Яковлевна /12.07.1914 – 10.02.2003/

Заслуженный деятель искусств РСФСР, Почетный гражданин г. Омска, «Легенда омской сцены». Солистка балета и главный балетмейстер театра. С 1942 г. – участница фронтовых бригад.​

Талантливый балетмейстер, балерина и педагог посвятила всю свою жизнь Театру и Сцене. Работала в разных городах страны, но более полувека своей жизни посвятила Омску. После окончания Омской частной балетной школы в возрасте 15 лет начала самостоятельную жизнь, став артисткой балета сначала Иркутского, затем Ташкентского театров оперы и балета. В 1933 году переехала в Хабаровский театр, а в 1934 вернулась в Омск, став солисткой балета Синтетического театра, возглавляемого В. Торским. В 1937 году после распада театра работала в Куйбышевском, затем Сталинградском театрах музыкальной комедии. В Сталинграде её застала война. Муж (артист Бархаш Пётр Самойлович) ушёл добровольцем на фронт, а Валентина продолжала работать, пока не начались ежедневные бомбёжки. После того, как ей чудом удалось выбраться из горящего города, она тоже пришла в военкомат. Дальнейшая её жизнь – это многочисленные концертные выступления с фронтовыми бригадами с бортов военных грузовиков в различных частях действующей армии, а также в армейских клубах. После войны, в 1946 году в составе группы артистов Сталинградского театра она с супругом вновь приехала в Омск. С 1950 года – бессменный главный балетмейстер Театра музыкальной комедии. Благодаря своему профессиональному мастерству и таланту руководителя сумела выпустить на сцену первые балетные постановки, ставшие событиями культурной жизни города – «Снежная королева», «Малыш и Карлсон», хореографические миниатюры «Мгновения». После реорганизации в 1981 году театра в статус Музыкального ещё год возглавляла балетный цех, а затем до 1988-го осуществляла отдельные постановки театра. Всего за годы профессиональной деятельности в Омском театре поставлено 148 спектаклей в различных музыкальных жанрах, свыше 500 балетных миниатюр и 700 актёрских танцев. На сцене театра проведено 7 бенефисов и юбилейных вечеров, посвящённых её творческой деятельности. Награждена орденами «Трудового Красного Знамени» и «Дружбы народов», медалями «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», дипломами лауреата различных конкурсов и фестивалей, Почётными грамотами Министерства культуры и Президиума Верховного Совета РСФСР. Имя Валентины Яковлевны Тулуповой включено во Всесоюзную энциклопедию «Балет».

 

МАРТЭН Евгения Геральдовна /04.02.1923 – 24.12.2009/

Солистка балета и педагог Балетной студии Театра музыкальной комедии. С 1943 по 1945 гг. – участница Военного Ансамбля 70-й Армии, прошедшего путь от Курско-Орловской дуги до Берлина.​

Солистка балета Омского театра музыкальной комедии, педагог Балетной студии театра Участница военного ансамбля 70-й действующей армии, прошедшей путь от Курско-Орловской дуги через Белоруссию, Польшу и Северную Германию до Берлина. После демобилизации работала солисткой балета в труппе Свердловского театра музыкальной комедии. В 1954 году вместе с мужем режиссёром А.И. Паверманом приехала в Омский театр, где исполняла сольные партии в хореографических сценах различных спектаклей, как в классических опереттах И. Кальмана, Ф. Легара, И. Штрауса, так и в современных комедиях отечественных авторов (И. Дунаевского, Ю. Милютина, Н. Стрельникова и др.). В начале 1960-х годов перешла на должность педагога Балетной студии, открывшейся при Театре музыкальной комедии. После работы в Краснодарском театре оперетты (1965 – 1971) вернулась с мужем в Омск, где он вновь возглавил художественное руководство Театра музыкальной комедии, а она – педагогическую работу в студии. Награждена боевыми наградами: две медали «За боевые заслуги», медаль «За Победу над Германией», ордена «Красной Звезды», «Отечественной войны II степени» и др.

 

БАРХАШ Пётр Самойлович /1900 ? – 25.11.1963/

Солист-вокалист Театра музыкальной комедии. С 1941 по 1944 гг. участвовал в различных сражениях, в том числе на Северо-Кавказском фронте.

В начале 1920-х годов Пётр Бархаш работал в труппе Сибгосоперы, а затем был солистом Хабаровского театра музыкальной комедии, где исполнял ведущие теноровые партии. В 1934 году вместе с женой, солисткой балета В.Тулуповой, приехал в Омск в Синтетический театр, возглавляемый В. Торским. В 1937-м супруги уехали из Омска сначала в Куйбышевский, а затем Сталинградский театр музыкальной комедии. В сентябре 1941 года, т.е. в первые месяцы начавшейся Великой Отечественной войны, ушёл добровольцем на фронт. Известно, что в 1943 году в звании старшего лейтенанта воевал в расположении войск Северо-Кавказского военного округа (Полевая почти 833, часть № 409). 31 января 1944 года на имя командующего округа генерал-лейтенанта т. Курдюмова было выслано письмо от заместителя Председателя Сталинградского исполкома областного совета А. Полякова с просьбой о возвращении артиста Петра Бархаша с фронта для продолжения работы в Сталинградском театре музыкальной комедии. В 1946 году супруги вновь возвращаются в Омск и входят в состав труппы создававшегося Театра музыкальной комедии. Пётр Самойлович как опытный актёр играл ведущие и характерные роли во многих спектаклях, включая постановки о войне (И. Дунаевский «Белая акация», А. Рябов «Шельменко-денщик», Д. Кабалевский «Весенний вальс», К. Листов «Поют сталинградцы» и «Севастопольский вальс», Ю. Милютин «Цирк зажигает огни» и др.). Пётр Бархаш проводил активную общественную работу – возглавлял «Бюро организации рабочего зрителя» (БОРЗ), руководил деятельностью концертно-гастрольных бригад, долгие годы был председателем местного комитета театра. Награждён Дипломами и благодарностями, медалями за участие в войне.

 

ЛИПАТОВ Александр Фёдорович /20.09.1918 – 20.07.1998/

Заслуженный артист РСФСР. Солист-вокалист Театра музыкальной комедии. С 1941 г. участник Военного Ансамбля Новосибирского округа по обслуживании войск Ленинградского фронта.​

В 1936 году поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Через год переведен в г. Новосибирск, где неожиданно раскрылся его вокальный и актёрский талант. В 1939 году был призван в армию и направлен в качестве солиста в Ансамбль песни и пляски Сибирского Военного округа (художественный руководитель – композитор и хоровой дирижёр А.Г. Новиков). В годы войны в составе Ансамбля участвовал в боях Ленинградского фронта, часто выезжал на передовую. После ранения в глаз отправлен в госпиталь г. Новосибирска. Демобилизован в 1946-м. В том же году переехал в Омск и вступил в состав труппы Театра музыкальной комедии, которому прослужил в качестве ведущего солиста около 30 лет. Диапазон его ролей был очень широк: от лирических героев до характерных и гротесковых образов в опереттах и комедиях (Бони в «Сильве» И. Кальмана, Яшка-Буксир из «Белой акации» И. Дунаевского, Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке» Б. Александрова, Мишка-Япончик из оперетты О. Сандлера «На рассвете»). Как великолепный мастер слова Александр Липатов часто выступал в концертах и записывался на радио с различными поэтическими и литературными программами. Избирался депутатом городского совета. Награждён боевыми наградами – медалью «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени, а также – «За освоение целинных земель», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда» (1985) и др.

 

ИВАНОВ Алексей Константинович /04.01.1925 – 05.11.2010/

Мастер-настройщик музыкальных инструментов. С 1943 по 1945 гг. участвовал в качестве механика-водителя танка в сражениях 2-го Белорусского фронта.

В годы Великой Отечественной войны, когда ему исполнилось 18 лет, в 1943 году прошёл курсы механика-водителя танка и был отправлен на фронт. Воевал на 2-м Белорусском фронте, в 3-й танковой бригаде в 1-м танковом батальоне. Был дважды контужен, а также ранен, однако, не долечившись, сбежал из госпиталя снова на фронт. Войну закончил в 1945-м в Германии, где прослужил ещё два года. Там же начал осваивать работу мастера-настройщика музыкальных инструментов. В 1947 году вернулся в Омск и полностью посвятил себя избранной профессии. Работал в различных учреждениях культуры  города – в музыкальных школах, музыкальном училище им. В.Я. Шебалина, музыкально-педагогическом училище, а с открытием Омского государственного музыкального театра, в 1982 году был принят в штат в должности мастера по настройке клавишных инструментов. Прослужил в театре около 25 лет. Награждён орденом «За отвагу», двумя орденами «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны П степени», а также многими медалями.

 

РЕМИЗОВ Павел Васильевич /22.05.1922 – 14.11.2012/

Художник-гримёр театра. С 1942 по 1946 гг. участвовал в качестве командира отделения автоматчиков в сражениях на Дальневосточном фронте.​

С 1942 по 1946 гг. участвовал в боевых сражениях, в том числе – с Японией на Дальнем Востоке. Был командиром отделения автоматчиков в составе сначала 125-й танковой дивизии 63-го стрелкового полка, затем 3-й танковой дивизии. Имел боевые награды. В 1948 году принят на должность помощника машиниста сцены в Омский театр  музыкальный комедии, а затем переведён в парикмахерский цех учеником. Несколько лет провёл в Красноярском театре музыкальной комедии, но вернулся и продолжил освоение профессии, став мастером гримёрного цеха. В 1960 году назначен заведующим парикмахерским цехом Омского театра музыкальной комедии. С 1971-го – возглавлял  художественно-постановочную часть. Участвовал в этот период в постановке таких спектаклей, как «Василий Тёркин» А. Новикова (1971), «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве (1972), «Восемнадцать лет» В. Соловьёва-Седого (1973) и других. В 1981 году переведён на должность гримёра, где проработал до 2011 года. Профессию гримёра освоил в совершенстве, был мастером высочайшего класса. Ни один спектакль не обходился без его участия. Делал очень сложный грим и парики многим именитым актёрам театра, многократно получал благодарности от дирекции и режиссёров-постановщиков спектаклей – А. Павермана, В. Лаврова, К. Васильева. В 1992 году на сцене театра состоялся юбилейный вечер, посвященный 70-летию со дня его рождения и 40-летию служения Омскому театру. Награждён: орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» (1945), «За победу над Японией» (1945) и другими.

Ирина НИКЕЕВА,

музыковед, хранитель музейных предметов

Омского государственного музыкального театра